Найти в Дзене
Самый книжный клуб

Салман Рушди «Дети полуночи»: прожить жизнь волшебных малышей независимой Индии

После присуждения Нобелевской премии по литературе уроженцу Танзании Абдулразаку Гурне можно предположить, что в ближайшее время на гребне волны окажется постколониальная литература. Ее представители уже неоднократно громко заявляли о себе. Например, в 2001 году лауреатом Нобелевском премии стал Вадиадхар Найпол, выходец с Тринидада. С подборкой произведений нобелевских лауреатов можно познакомиться здесь. Интересно, что наиболее яркие писатели-постколониалисты сейчас обосновались в Великобритании. Массовый приток в страну уроженцев других государств, которые находились под патронатом Британской империи, сказался на англоязычной культуре и литературе. Свой вклад в нее внес и Салман Рушди — британский писатель индийского происхождения. В 1981 году за роман «Дети полуночи» он был удостоен Букеровской премии. Салман Рушди Дети полуночи Кому: ценителям магического реализма Когда Британская Индия обрела свою независимость, на свет появились дети, обладающие сверхъестественными способностями
Оглавление

После присуждения Нобелевской премии по литературе уроженцу Танзании Абдулразаку Гурне можно предположить, что в ближайшее время на гребне волны окажется постколониальная литература. Ее представители уже неоднократно громко заявляли о себе. Например, в 2001 году лауреатом Нобелевском премии стал Вадиадхар Найпол, выходец с Тринидада.

С подборкой произведений нобелевских лауреатов можно познакомиться здесь.

Интересно, что наиболее яркие писатели-постколониалисты сейчас обосновались в Великобритании. Массовый приток в страну уроженцев других государств, которые находились под патронатом Британской империи, сказался на англоязычной культуре и литературе.

Свой вклад в нее внес и Салман Рушди — британский писатель индийского происхождения. В 1981 году за роман «Дети полуночи» он был удостоен Букеровской премии.

Салман Рушди

Дети полуночи

Кому: ценителям магического реализма

Photo by Pop & Zebra on Unsplash
Photo by Pop & Zebra on Unsplash

Когда Британская Индия обрела свою независимость, на свет появились дети, обладающие сверхъестественными способностями. Одним из таких детей был Салем Синай. Он-то и ведет нас сквозь время, события и страны.

"Пожалуйста, поверьте: я разваливаюсь на части. Это не метафора, не увертюра к какой-нибудь мелодраматической, зубодробительной, дурно пахнущей попытке бить на жалость. Я просто хочу сказать, что начинаю растрескиваться вдоль и поперек, будто старый кувшин: мое бедное тело, ни на что не похожее, уродливое, битое-перебитое историей, которой слишком много, подвергнутое дренированию сверху и снизу, изувеченное дверями, размозженное плевательницами, начало расходиться по швам".

История предков Салема и его собственная биография переплетается с политикой, культурой, бытом, войной между Индией и Пакистаном. Индусы и пакистанцы, богачи и голодранцы, «нос и колени, колени и нос».

Реальное и фантастическое замешивается в одном котле. И становится непонятно, где заканчивается реальность и начинается выдумка. Существовали ли Парвати-Колдунья, Картинка-Сингх, растрескавшийся Ахмед и хранящая молчание Достопочтенная Матушка? А Джавахарлал Неру и Индира Ганди, чья голова разделена пробором на черное и белое?

Последние-то точно были на самом деле, но можно ли принять на веру, что Индира поставила себе цель уничтожить детей полуночи. Всех тех, кто родился в День независимости Индии и был наделен даром.

Например, сам Салем Синай стал «связным» волшебных детей, они общались у него в голове, а Парвати владела магией (на то она и Колдунья, не правда ли?). Были разные — те, кто видел будущее, мог менять внешность, сражать красотой и прочее-прочее.

Photo by Saksham Gangwar on Unsplash
Photo by Saksham Gangwar on Unsplash

Героев, событий, мест, абсурда, магии и совпадений так много, что кружится голова. И до самого конца ты так и не можешь определиться — это сказка, легенда или все же альтернативная история?

В 2012 году роман экранизировали, но фильм был воспринят достаточно прохладно. Не смогла картинка на экране вобрать все то многообразие сюжетов и смыслов, отраженных на страницах книги.

Самый книжный клуб только начинает вставать на ноги. Я буду очень благодарна за ваши оценки, комментарии и подписки! Спасибо всем за обратную связь.