Василий Верещагин. Дети племени солонов.
Василий Васильевич Верещагин родился в Череповце (ныне Вологодской области) в семье местного предводителя дворянства. У него было три брата. Все были определены в военно-учебные заведения. Младшие, Сергей и Александр, стали профессиональными военными; старший, Николай — общественным деятелем.
И Василия тоже определили по военной части - в возрасте девяти лет он поступил в морской кадетский корпус. По окончании этого заведения, после короткого периода службы новопроизведённый мичман вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств.
Проучившись несколько лет, он бросает учебное заведение и путешествует около года по Кавказу. Затем уезжает в Париж, где учится и работает под руководством Жерома в 1864—1865 годах.
В 1867 году Василий Верещагин с радостью принял приглашение Туркестанского генерал губернатора К. П. Кауфмана состоять при нём художником. Приехав в Самарканд после взятия его русскими войсками 2 мая 1868 года, Верещагин получил боевое крещение, выдержав с горстью русских солдат тяжёлую осаду этого города восставшими местными жителями. Выдающаяся роль Верещагина в этой обороне доставила ему орден Святого Георгия 4-го класса, который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды.
Вот так описаны действия Верещагина, за которые он получил награду:
«Во время восьмидневной осады Самаркандской цитадели скопищами Бухарцев, прапорщик Верещагин мужественным примером ободрял гарнизон. Когда 3-го Июня неприятель в огромных массах приблизился к воротам и, кинувшись на орудия, успел уже занять все сакли, прапорщик Верещагин, несмотря на град камней и убийственный ружейный огонь, с ружьём в руках бросился и своим геройским примером увлёк храбрых защитников цитадели».
После окончания военных действий, Верещагин посетил также Казахстан и районы, граничащие с Китаем.
Вернувшись из Туркестана, Верещагин в 1871 году поселяется в Мюнхене, где на основе сделанных во время похода этюдов пишет несколько десятков картин и более ста рисунков.
И хотя наиболее известные картины этого периода посвящены батальным событиям, сегодня хочется для вас предложить ту из работ, в которых художник фиксировал этнографические особенности проживавших там народов.
Изображены два мальчика племени солонов - народности, населявшей Туркестан и пограничные с ним области Китая и Маньчжурии.
Чтобы мы с вами детально разглядели этих детей степи, художник пишет их в момент разглядывания стрекозы. Легкое насекомое как маленький вертолёт уже взлетает с ладони ребенка, что говорит нам о бережном отношении мальчугана к этому созданию
Для того чтобы мы смогли увидеть и фас и спину, Верещагин изображает двоих мальчиков. Прием, который часто повторяется в такого рода зарисовках.
Ребята одеты в одинаковые желтые короткие штаны, на одном из них голубая курточка, подпоясанная желтым ремешком и отделанная строчкой. Надо отдать должное, что одеты они хорошо, одежда непотрёпанная, сделана со вкусом.
На другом мальчике куртки нет, и мы можем полюбоваться его смуглой кожей, черным атласом отливающей на плечах.
Смуглый цвет кожи ребятишек особенно эффектно смотрится на фоне безоблачного голубого неба. Цветущее поле, в котором они поймали стрекозу, разбавляет яркий колорит картины веселым хором разноцветных мелких цветков.
#художник верещагин #народность солоны #русская живопись