Ольга Закис — художница, создающая невероятно яркие и волшебные обложки. Среди книг, с которыми она работала есть и серия "Часодеи", легендарная серия Макса Фрая и книги Виктории Шваб.
Сегодня я поговорила с Ольгой и узнала больше о ее жизни и работе.
Читайте в интервью:
— На кого училась и кем работает Ольга?
— Как она начала рисовать?
— Как Ольга начала работать с издательством? Какую обложку она создала самой первой? Что для нее значит работа с серией "Часодеи"?
— Как происходит процесс работы с обложкой книги?
— Легко ли иллюстрировать новое издание книг Макса Фрая?
— Как создавались обложки для книг Виктории Шваб?
— Чем помимо иллюстрирования увлекается Ольга?
— Ольга, здравствуйте! Я знакома с вашим творчеством по вашей работе над обложками издательства Росмэн. Думаю, что читателям блога будет интересно больше узнать о художнице, создающей волшебные обложки для таких увлекательных книг. Можете рассказать немного о себе? На кого вы учились?
— Майя, здравствуйте! Я училась ровно на то, чем занимаюсь сейчас – на «художника-оформителя печатной продукции». Сейчас это Политехнический, а раньше заведение называлось «Академия Печати им. И. Федорова». Специальность предполагает умение оформлять любую печатную продукцию: журналы, газеты, рекламные постеры, в последние годы добавилось оформление интернет-сайтов… Ну и книги). Оформление – широкое понятие, включающее и иллюстрирование, и умение работать со шрифтами, с чужими иллюстрациями и фотографиями, - соответственно, художник-оформитель может, скажем, создать книгу или журнал полностью: и макет, и иллюстрации. На деле, конечно, после окончания вуза люди становятся хорошими специалистами более узкого профиля: одни идут в иллюстраторы, другие в дизайнеры, работающие с готовыми изображениями, третьи создают шрифты и т.д.
— Как вы начали рисовать? Вы сразу начали рисовать на графическом планшете или начинали с бумаги? Сложно ли вообще рисовать на планшете?
— Рисовать я начала в детстве, и конечно, это была бумага, позже прибавились холст и картон для работы масляными красками. На планшете я начала рисовать лет через 5 после окончания учебы, когда стало очевидно, что это удобный в профессии инструмент, и когда я заработала на Wacom – единственный тогда достойный продукт такого рода. Лично мне на планшете рисовать несложно, я недели за две освоила это – причем на совсем простеньком планшете, который был на работе. Тем не менее, я знаю людей, которые не смогли освоить обычный планшет и приобрели сразу видеопланшет.
— Давно существует устоявшееся утверждение, что человеку с творческой профессией сложно найти работу, тяжело заработать на жизнь. Так ли это в вашем случае?
— За все творческие профессии не скажу, но предполагаю, что люди творческих профессий, работающие в рекламе и кино, на бедность не жалуются. В книжной индустрии, к сожалению, ситуация иная: здесь не вертятся большие деньги, тиражи окупаются медленно – соответственно, художники зарабатывают немного. В моём случае это именно так. С голоду не умираю, но семейный бюджет держится не на моих доходах.
— Расскажите, пожалуйста, как вы стали работать с издательством? Было ли это вашей целью или получилось случайно? Что вы чувствовали в тот момент, когда получили первую обложку в работу? Над какой обложкой вы работали в самый первый раз для издательства Росмэн?
— С издательствами я начала сотрудничать, еще учась в институте: рисовала иллюстрации к детским книжкам. После окончания института я некоторое время работала штатным дизайнером в IT-компании, потом немножко в рекламе. В издательство в первый раз попала, можно сказать, случайно: меня позвали и я пошла, т.к. других предложений не было. Но через некоторое время пришло понимание, что именно это – моё, - что мне нравится оформлять именно книги. Нравится и процесс придумывания образа, отражающего идею книги, и мысль, что я делаю что-то хорошее, нужное и полезное. Может показаться странным, но второе для меня очень важно.
Книжные обложки я сначала оформляла частично: либо рисовала иллюстрацию для не мной придуманного дизайна, либо наоборот – дизайн на основе чужих иллюстраций. Второе было моей основной штатной работой в Росмэне, иллюстрации к обложкам я время от времени делала как внештатный художник. Так что про чувства от первой обложки ничего особенного сказать не могу и какая была первая обложка в Росмэне, точно не помню: кажется, какое-то учебное пособие))
Но могу сказать, что когда мне дали оформлять проект «Часодеи» - я вполне осознавала величие момента: мне дали целый проект, включающий оформление и обложку, и внутреннее оформление, и рекламные материалы. Было приятно, и немного боязно.
— Как происходит работа над обложкой? Вы сами придумываете как будет выглядеть иллюстрация или работаете по заданию? Приходится ли что-то переделывать в процессе создания?
— Начинается всё, конечно, с прочтения книги и мыслей в духе «А чем эта книга необычна, что в ней есть особенное, что можно попытаться показать на обложке? Какая главная идея? Ищу в интернете картинки по теме… Иногда мне сразу сообщают, что я должна нарисовать или какой стиль, какая тематика желательны, - но это отнюдь не всегда так и это не всегда легче, чем придумывать самостоятельно. В общем, всё очень по-разному бывает.
Работа оформителя книги связана с работой целого ряда других специалистов, я показываю эскизы на разных этапах – и получаю одобрение или неодобрение. Поэтому переделывать, конечно, приходится, но обычно не с нуля.
— Расскажите, пожалуйста, об обложке к новой серии Натальи Щербы «Финиста. Сонный дом». На ней столько деталей, которые относятся к сюжету! Сложно ли было нарисовать ее?
— Меня сразу попросили изобразить именно дом. Соответственно, я думала над тем, как показать, что он волшебный и чудесный. Отсюда и детали)
— Я знаю, что вы также иллюстрируете переиздание книг Макса Фрая. Можете рассказать о работе с этими книгами? Чем вам самой нравится этот цикл?
— Забавно, что Макса Фрая я совсем не читала до предложения его оформить, поэтому была очень удивлена, что там, оказывается, целый мир и что существует немаленький фэндом по этому миру. Сейчас я уже прочла почти всё, относящееся к миру Ехо и часть сборников рассказов. Пожалуй, было сложно придумать новую концепцию: предыдущее оформление Фрая, на мой взгляд, очень точное стилистически, это сложно переплюнуть. Но с какого-то момента всё пошло легче. Сейчас продолжаю оформлять Фрая с большим удовольствием.
— Вы также работаете над многими книгами издательства Эксмо. Можете рассказать о самых запоминающихся проектов, к созданию которых вы приложили руку?
— Я очень довольна обложками к книгам Виктории Шваб, особенно к «Злодеям»: это была моя идея - сделать слово («Зло» и «Месть») главным элементом обложки. А вот с первой обложкой ее другой дилогии («Эта свирепая песня» и «Наш темный дуэт») поначалу намучилась: там просили изобразить скрипку – и казалось, что выходит учебник по музыке или сборник романсов)))
И на мой взгляд, хорошо получились обложки к книгам «Неприкаянные письма», «Подменыш», «Космология монстров», «Только хорошие индейцы» и «Безмолвие». Но тут, пожалуй, сложно рассказать что-то занимательное для публики))
— Как вы думаете, есть ли в сфере художников конкуренция?
— В сфере книжных художников конкуренция невелика, т.к., как я уже говорила, здесь не крутятся большие деньги. Плюс сейчас издательствам интересно разнообразить оформление своей продукции, поэтому они привлекают разных художников с разными стилями – так что нет такого, чтобы в издательстве всё лучшее оформлял один-единственный гений. Я предполагаю, что конкуренции больше в англоязычной литературе, т.к. она издается гораздо бОльшими тиражами.
— Есть ли у вас герой книги, которого вы бы хотели нарисовать?
— Конкретно героя или героини – нет. Но есть несколько книг, которые мне бы хотелось проиллюстрировать. Например, стихотворение «Вересковый мед» Р.-Л. Стивенсона. Почему я до сих пор не проиллюстрировала? – потому, что у меня это занимает много времени, а фрилансеру нельзя терять постоянных заказчиков, которым постоянно нужны новые обложки. Если фрилансер пропадает из поля зрения издательства на полгода-год – ему скорее всего найдут замену. Так что пока это скорее в мечтах, чем в планах.
— Так как вы работаете над обложками книг, не могу не спросить о ваших любимых книгах. Что вы любите читать?
— Пожалуй, больше всего я люблю большие и сложные романы с несколькими сюжетными линиями, с кучей отступлений, с игрой вниманием читателя, с загадками и «неволшебными» чудесами – т.е. чудесами, которые прячутся за самыми обычными вещами. Мне интересно, когда мир книги – большой, разноцветный и полный чудес. (Робертсон Дэвис, Дина Рубина, Фаулз, Умберто Эко. Лев Толстой). Романы Робертсона Дэвиса мне посчастливилось оформить в издательстве «Азбука», я горда уже самим этим фактом. Ну и обложками довольна 😉
— Чем вы увлекаетесь помимо иллюстрирования?
— Танцами и рукоделием. Рукоделие по большей части тоже связано с танцами: некоторые детали костюмов интереснее сделать самостоятельно, чем покупать или заказывать.
— Я прочитала, что вы занимаетесь танцами. Что вас привлекает в них? Что может человека привлекать в танцах?
— Танец, наверное?)) А вот выбор конкретного стиля для меня всегда был связан с музыкой. Я многое перепробовала и в итоге сейчас занимаюсь направлением, в котором выбор музыки в целом очень широкий. Но привлекла меня редкая возможность танцевать под балканскую этническую музыку. Я довольно давно занимаюсь танцами, поэтому, конечно, ставлю перед собой какие-то задачи. Сначала это больше относилось к технике, сейчас интересна работа на зрителя: станцевать так, чтобы это стало для зрителя событием, чтобы он не забыл мой танец в череде прочих. Но в любом случае, привлекает – сам по себе танец 😉
— Есть ли у вас люди, чьей жизнью или творчеством вы восхищаетесь?
— Есть, их довольно много, это не только художники. Мне трудно сейчас выделить кого-нибудь одного, кто бы стоял для меня на первом месте: почти любое историческое лицо интересно и достойно восхищения. А есть еще много-много историй о простых людях, не попавших в историю, но проживших жизнь достойно – и ими я тоже восхищаюсь. Если же вопрос о том, на кого я когда-либо ориентировалась – в духе «вот он смог, значит и я смогу» - то в большей степени на живых людей вокруг. Всегда были и есть люди, делающие что-нибудь лучше меня))
Большое спасибо Ольге за интересную беседу!