Найти тему
Блог Эвелины Гаевской

Характерное поведение абъюзера на примере комментариев

Оглавление

Любое человеческое сообщество имеет характерные менталитет и поведенческие модели. Любой интернет-ресурс с признаками соцсети обнажает эти модели и менталитет: в публикации или комментарии обычно хорошо видны привычные реакции людей и популярные идеи (система ценностей).

Одна из таких моделей поведения, а именно насильственного поведения в адрес другого человека - 

это усиление агрессии в ответ на сопротивление.

Меня зовут Эвелина Гаевская, я практикующий психолог, веду этот канал об изменении поведения людей в новом информационном мире.

Этот пост про #личные границы

Эвелина Гаевская, фото из Инстаграм @evelinagaevskaya
Эвелина Гаевская, фото из Инстаграм @evelinagaevskaya

Давайте представим довольно типичное взаимодействие в интернете.

Есть некая публикация, под которой появляются комментарии.

Некто даёт некий комментарий, нарушающийся границы автора или другого комментатора: оценка, панибратское обращение, грубость, подмена темы и т.д.

См подробнее: 4 признака нарушения личных границ собеседником

Получает обратную связь от собеседника, что его границы нарушены. 

Ииииии… что происходит дальше? Дальше - усиление агрессии. Повышение градуса. 

Такое поведение демонстрируют и мужчины, и женщины. 

-2

Приведу в сокращении диалог, который недавно состоялся в одном обсуждении к моему посту.

Комментатор: «Герой поста такой-сякой»
Автор поста, нейтрально : «Переход на личности — так себе идея»
Комментатор, начинает настаивать на своём «праве» переходить на личности: «Я высказываю мнение!»
Автор, более категорично: «На этом канале не приветствуется обсуждение личностей комментаторов и автора»
Комментатор, повышает агрессию: «Это мое мнение! Я имею право высказаться! Не заставляю вас его читать!»

Не заставляете? Спорно. Зачем тогда пишете ?

-3

Конечно, бан и удаление таких комментариев обычно решают проблему.

Но дело совсем не в том , что автор «победил» комментатора. Дело в агрессивности, то есть в «повышении градуса агрессии при сопротивлении».

В нашей ментальности есть идея, что слово «нет» от другого человека означает не право другого иметь свои интересы, а что-то вроде:

Ты плохо старался, продолжай настойчивей и сильнее!

И это - реально популярная идея в нашем обществе, это часть культурного кода, поддерживаемого всеми. 

Статусы ВКонтакте прекрасны
Статусы ВКонтакте прекрасны

Это очень заметно в одобряемых гендерных нормах, особенно если речь о «любви» (на самом деле это, конечно, про власть и потребление). Но и в обычном общении это прослеживается: отсутствует уважение к праву другого сказать «нет»

Когда слышат «нет» - усиливают агрессию:

«Я высказываю мнение»

Такое поведение, например, мужчин в адрес женщин, в некоторых случаях не только одобряется, но и выдаётся как некий эталон, к которому надо стремиться.

Женщина уже явно не сопротивляется
Женщина уже явно не сопротивляется

Ещё по теме:

Почему " обмен мнениями" это миф

Единственно правильная, в смысле здоровая и осознанная человеческая  реакция в случае, если собеседник говорит: «Нет» или «То, что вы делаете, мне не нравится» такая:

немедленно прекратить действия

и (возможно) извиниться: «Я не хотел/а вас задеть» 

-6

Какая-то часть людей этого вообще не понимает.

Предположительно, такое поведение результат 

  • Травмы отвергнутости
  • Навязчивого типа привязанности
  • Просто плохого воспитания.

Где у кошки хвост? Просто о психотравме

Но какие бы ни были причины —

это привычная модель поведения в нашем обществе: в ответ на «нет» собеседника заставить собеседника сказать «да» или этого собеседника «уничтожить».

В запросах к психологу иногда встречается вот это «не умею отказывать», а запрос как научиться говорить нет по-прежнему очень популярен в интернете. Но слышать «нет» собеседника это обратная сторона и неотъемлемая часть навыка говорить «нет». Границы работают в обе стороны.

Одинаково важно уметь свободно отказываться от чего-то неподходящего для себя и спокойно принимать чужой отказ.

-7

И немного практики

#псипрактикум_eg

  • Как вы себя ведёте в общении с другими?
  • Слышите чужое «нет»?
  • Умеете ли вы говорить «нет» сами?
  • Извиняетесь, если собеседник даёт вам понять, что ваш комментарий его как-то задел?
  • Делите людей на «своих» и «чужих», или ищете единомышленников?

Ваш реалистичный психолог

 Эвелина Гаевская