«Дайте мне шесть строчек, написанных рукой самого честного человека, и я найду в них что-нибудь, за что его можно повесить.» - говорил кардинал Решелье, хорошо известный благодаря роман Александра Дюма. Сегодня у меня нет такого кровожадного порыва, а, скорее, наоборот, я буду искать и рассказывать вам о том, как только за пару строк можно наградить писателя.
Сегодня я хочу разобрать одно из ранних произведений Антона Павловича Чехова «Два газетчика». Вернее, даже не всё произведение, а только самое его начало, где в паре строк сокрыто колоссальное количество потрясающих чеховских приёмов и посылов. Итак, вот с каких строк начинается данное произведение:
«Рыбкин, сотрудник газеты «Начихать вам на головы!», человек обрюзглый, сырой и тусклый, стоял посреди своего номера и любовно поглядывал на потолок, где торчал крючок, приспособленный для лампы.»
Все эти две с половиной строки невероятного таланта нам рассказывают, с первых же нот, о теме, стиле и тоне, при чём не конкретно этого произведения, а всего творчества Чехова в целом.
Начинается всё с того, что автор представляет нам некого Рыбкина, который является сотрудником газеты «Начихать вам на головы!». Одна эта фраза уже задаёт всей мизансцене карикатурный характер.
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.» - говорит Чехов в другом своём произведении «Дядя Ваня». Так вот, его Рыбкин – это абсолютная противоположность для этого правила, Чехов делает его предельно непривлекательным, что максимально подчёркивает выбором лексики. «Человек обрюзглый, сырой и тусклый» - все три чеховских прилагательных бьют в одну цель.
Рыбкин именно обрюзглый, а не толстый, потому что в литературе 19 века, как правило, прилагательное «толстый» ассоциируется с людьми высших сословий. Не стоит далеко ходить за примером, в том же «Толстый и тонкий» толстый – это тайный советник, а тонкий – невзрачный коллежский асессор.
Слово «обрюзглый» даже на фонетическом уровне вызывает у нас цепочку не самых приятных ассоциаций.
Рыбкин – сырой. Во-первых, это комическая отсылка к его фамилии. Во-вторых, это опять предельно отталкивающее прилагательное, потому что сырость любить не принято, в отличии от, например, холода и жары.
Рыбкин – тусклый. Само скопление глухих согласных в этом звуке подчёркивает его невзрачность и неприметность.
Далее, «Рыбкин … стоял посреди своего номера». То есть он оторван от родных стен, находясь где-то в гостинице; Чехов отказывается от уютного интерьера дома или квартиры. И не забывайте, что Рыбкин – журналист. Он стоит посреди своего номера, а номера бывают далеко не только в гостиницах и отелях, но и в газетах. Рыбкин стоит посреди своего номера, обозревает очередной номер своей газеты. Это стояние посреди номера, судя по тому, куда устремлён его взгляд, заводит Рыбкин в мелководье довольно неутешительных выводов.
Но он не просто стоял как истукан, без видимых признаков жизни. «Рыбкин … стоял … и любовно поглядывал на потолок, где торчал крючок, приспособленный для лампы.» - забавно, не правда ли? Журналист Рыбкин поглядывает не абы куда, а на крючок, при чём поглядывает любовно. Это потрясающая комическая фраза, благодаря которой мы представляем сцену свидания рыбы и крючка, между которыми нельзя построить длительных хороших отношений, как бы любовно рыба не смотрела на этот крючок. Но вся эта мизансцена вызывает у читателей вопрос: а для чего вообще Рыбкину понадобился крючок? Что он собрался делать? Неужели вешаться?
Вот таким вот образом, одним только предложением Чехов смог увлечь читателя судьбой журналиста Рыбкина, с которым нам так неприятно себя отождествлять, но, тем не менее, дальнейшая судьба этого героя нас уже интересует больше, чем какого-нибудь другого, у какого-либо автора. Именно так, благодаря страшно талантливому писателю, такие грошовые люди в копеечных обстоятельствах становятся истинным богатством русской литературы.
Английский писатель Сомерсет Моэм говорил: «Ты не можешь создать персонажа из ничего». Так вот, Чехов регулярно инвертировал этот принцип, создавая ничего из персонажа. Для этого ему хватало всего лишь одного предложения. А что до Рыбкина… Одно из главных правил произведений Чехова заключается в том, что, если в начале есть крючок – на нём обязательно должен кто-то повеситься. А вот кто, как и когда – всё это вы узнаете сами, прочитав повесть Чехова «Два газетчика».
А на этом эта статья подходит к концу. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте "нравится".
Читайте другие интересные статьи:
В чём загадка первой строчки "Хоббита" Толкина
О том, как Мандельштам стал отщепенцем и изгоем, будучи гениальным поэтом