Ключевые слова: Эдипов комплекс, когнитивные искажения, интеллектуализация, бунт против общества, трансформация личности, комплекс хорошести, диффузная идентичность.
Аннотация. В статье показана связь между неотреагированным комплексом Эдипа и диффузной идентичностью. Раскрыты особенности переживания кризиса среднего возраста в подобной ситуации. Также будет показано положительное намерение девиантного поведения подростков, вечного конфликта отцов и детей.
Введение. Эта статья предназначена не для всех, уж точно не для любителей котиков, - и больше будет интересна для психологов и тем, кто занимается саморазвитием и относится с интересом к наблюдениям психопатологии обыденной жизни. Создатель концепции Эдипова комплекса Зигмунд Фрейд придавал ей ведущее значение в теории и практике психоанализа. Для Фрейда идея комплекса Эдипа была краеугольным камнем его учения. А ваш покорный слуга столкнулся с подтверждением данной идеи, хотя и не являюсь убежденным приверженцем психоанализа.
Учение психоанализа подвергалось справедливой критике уже более 100 лет за излишнее подчеркивание роли сексуальности, а также упреки в низкой эффективности практического психоанализа, а также в его бездуховности. Казалось бы, это все так, но вдруг я столкнулся с доказательствами справедливости идеи Эдипова комплекса! Кроме того, ваш покорный слуга, мог бы эту концепцию немного дополнить на основе своих наблюдений. Но сначала в общих чертах позволю себе напомнить суть этой теории на примере становления некоего (когда-то) мальчика 5 лет, назовем его Стив.
Стив в возрасте 5-6 лет пережил комплекс Эдипа по отрицательному варианту развития событий. В результате центробежных сил этого либидозного конфликта папа был причислен к лагерю соперника за внимание матери, но при этом папа сохранял свой родительский авторитет и личностную значимость. Надо сказать, что папа занимал видный пост в системе руководства, фактически был частью правящей элиты.
Однако, когда Стив переживал свой подростковый возраст, папа ушел из семьи и юноша остался с мамой. Надо полагать, что Стив испытал противоположные чувства: с одной стороны, пропал из поля зрения пример для идентификации в виде отца, с другой стороны, как участник Эдипова комплекса, Стив ощутил себя победителем – ведь теперь мать досталась ему одному. Мама больше не вышла замуж и приняла в сердце боль супружеской измены – однако, время шло и годы летели.
Стив женился, но все равно продолжал жить с мамой под предлогом, что так удобней для всех. Таким образом, он стал отцом двух сыновей, но нестандартным отцом, приходящим папой. Отношения с женой со временем совсем охладились и сошли на нет.
В плане трудовой деятельности Стив имел свой источник дохода как предприниматель, имеющий совместное с компаньоном дело, которому уже лет уж как 25.
Фрейд указывал, что прожитый негативно комплекс Эдипа будет разыгран бессознательным в подростковом возрасте, когда юноша будет резко настроен против отца и общества, правила которого отец олицетворяет. Однако, уход отца из семьи означал Пиррову победу для сына. Победу, в которой он внешне выиграл, но внутри потерпел поражение, т.к. комплекс Эдипа вернется на дожитие в средние годы.
Так и случилось, будучи в 50-ти летнем возрасте Стив, и ранее злоупотреблявшим с алкоголем, совсем потерял берега, стал выпивать 0,5-0,7 водки ежедневно. Бизнес кряхтел, но все еще кое-как позволял держаться на плаву. Употребление водки на работе стало нормой, наливал партнер – и работа становилась праздником. Хотя у такого «праздника» стала ощущаться и темная сторона. Встроившись в структуру жизни Стива, алкоголь стал замещать многие жизненные функции и сферы, отнимая здоровье. Папа в 90-летнем возрасте отошел ко Господу и то не от старости, а от рака.
Его уход Стив воспринял довольно-таки спокойно, но ощущение жизненного тупика стало привычным жизненным ощущением, фоном и пугающей нормой для него. Стив – мастер на псевдонаучные рационализации, обосновывал свою ситуацию тем, что любая жизнь заканчивается глиной, обесценивая ее таким образом. Поэтому зачем париться и переживать?
Непережитый бунт против общества, который мог бы быть пережит в подростковом возрасте, теперь нашел реализацию в виде неумеренном употреблении алкоголя. Кроме саморазрушительного отыгрывания комплекса Эдипа в отдаленной перспективе я хочу сформулировать на еще одно последствие такого проживания эдиповой ситуации как диффузная идентичность. В норме идентичность формируется в подростковом возрасте в противопоставлении себя родителям и родительским фигурам в виде социальных институтов и социальных норм, особенно родителю своего пола по негативному сценарию, либо по пути возглавление невроза (самый лучший способ нивелировать протест — это возглавить его!). Теперь становится понятным пресловутое девиантное поведение подростков, над которым с переменным успехов бьются родители и школа. Также под новым углом можно осмыслить проблему отцов и детей!
Суть второго варианта противоположна конфронтации и заключается в союзе с родителем своего пола, когда папу сын называет не иначе, как «батя», у дочери мать также имеет уважительный ореол. Но в любом случае до примерно 21 года, по Эрику Эриксону, у молодого человека по формируется идентичность — цельное представление о себе в этом мире. По закону формирования фигуры и фона идентичность, занимая позицию фигуры, выделяется на фоне отрицаемого. И действительно, каким образом еще у идентичности появляется шанс сформироваться и затем стать зрелой, если она не противопоставит себя кому-то?
Если не будет возможности противопоставления себя кому-то, то вырастет конформная незрелая личность. В этом, кстати, одна из причин формирования русского рока, потому что его звездам Макаревичу, БГ, Кинчеву, Цою было психологически очень выгодно противопоставлять себя КПСС. Поэтому, если ваш подросток стал негативно относится к вам и вообще к родительским фигурам, можно даже порадоваться тому, что у него начала формироваться собственная идентичность, таковы законы развития личности! Сегодня подобную функцию выполняет Моргенштерн, посмотрите, как на эпатаже публики построен его люцифероподобный образ!
Но вернемся к Стиву. Есть ли у Стива шансы на положительное решение его жизненного тупика? Трудно сказать, потому что бунт против отца так и не был заявлен во весь голос, тихий бунт против общества может стоит ему жизни в одном из похмелий, когда что-то может не выдержать, какой-то внутренний орган (сердце, почки, печень?..). В плане жизненной реализации Стив находится в позиции непризнанного гения – человека с амбициями всесторонней экспертности и весьма умного, но без реальных достижений и успехов.
И сейчас нельзя не упомянуть о еще одном качестве диффузной личности, как о душевной скрепе - имеется в виду нарциссизм. Ведь действительно, если идентичность не смогла сформироваться как фигура из фона, то что-то должно ее скреплять! Качеством душевных скреп можно полагать самооценку - т.е. при достаточном уровне нарциссизма и психологической защиты по типу интеллектуализации диффузная идентичность уже не выглядит такой уж сыроватой.
В японском научном исследовании «Потерянный рай» на примере курильщиков было показано, что у курильщиков формируется когнитивное расстройство, имеющее основу в нейробиологии головного мозга. Суть расстройства в том, что курильщик, в нашем случае, алкоголик, будет создавать такие картины мира и придерживаться такой жизненной философии, которая будет поддерживать его способ проживания Эдипова комплекса, его жизненного тупика.
"Проведённые ранее исследования с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ) показали, что курение вызывает у лиц с никотиновой зависимостью включение нейронной системы поощрения, расположенной в вентральном стриатуме. Вместе с этим, ответ на такие положительные раздражители, как пища или денежное поощрение, у курильщика слабее, чем у человека без зависимости. Было отмечено, что этот эффект начинает проявляться уже на самых ранних стадиях формирования зависимости — для этого нужно выкурить не больше десяти сигарет.
Таким образом, складывается система зависимости, названная учеными «Потерянным раем». На фоне снижения уровня внутренней мотивации к получению удовольствия от раздражителей, отличных от курения табака, формируется когнитивное искажение, не позволяющее курильщику объективно оценить свое состояние. Отказ от курения сопровождается значительным снижением чувства удовлетворения, что приводит к рецидивам" [цит. по 1].
Зачем куда-то стремится, если смерть неизбежна? С одной стороны, алкоголик надеется, что сможет освободится от алкогольной зависимости, что когда-то ранее удавалось ему, когда он не пил 8 месяцев.
Сейчас я хочу рассказать о реальных когнитивных нарушениях, отягощающих алкогольную (но не только ее) зависимость. Но с другой стороны, обычное воздержание от алкоголя ничего не даст, потому что структура личности и ее картина мира остались неизменными – эта называется «сухим пьянством». Нечто подобное показано в небезызвестном датском фильме «Еще по одной», в котором показано как внешне благополучные мужчины – учителя начинают заигрывать с алкоголем и потом уже доходят до ручки и физрук даже кончает жизнь самоубийством.
Самое большое когнитивное нарушение заключается в том, что в сознании человека отключается рефлексия — осознание всего риска той ситуации, в которой человек оказался, потому что попустил этому произойти. Лишь выйдя из кризиса человека пробьет холодный пот от осознания той угрозы его жизни, которая держала его за горло.
Аналогичные когнитивные нарушения наблюдаются и у некоторых онкобольных, когда они убеждают себя в помощи Высших сил и одновременно плывут по течению не предпринимая ничего для своего реального излечения. Так случилось с отцом одного моего друга, который будучи больным раком, поддавшись на уговоры сына, стал практиковать лечебное голодание. Врачи были удивлены поразительными результатами его излечения!
Но прошло время, он расслабился, прекратил голодать и стал проводить время с мужиками, злоупотребляющими алкоголем. И рак вернулся, и был, к сожалению, летальный исход. Таким образом, мы можем констатировать, что простое применение техники голодания в случае рака или простое воздержание от алкоголя/сигарет, скорее всего, не даст положительного результата.
Только полная трансформация личности, своего рода, глобальная перезагрузка, изменение всех ее уровней от уровня миссии до уровня окружения, подъем осознанности своей жизни могли бы помочь Стиву. Пример подобной трансформации можно найти в судьбе одаренного художника Михаила Шемякина, друга Владимира Высоцкого, который эмигрировал в Америку и начал там абсолютно трезвую жизнь и до сих пор жив. Михаил захотел жить, решился на изменения в кардинальные изменения в своей жизни — и конечно, жаль, что у Высоцкого эта трансформация не получилась..
Но опять же, вернемся к Стиву. Копать так глубоко, до Эдипова комплекса он не привык. Стив предпочитает саентологию и убежден, что «саентологи бывшими не бывают». Вообще, к саентологам примыкают люди неординарные, что называется «в поиске», с развитым защитным механизмом интеллектуализации. Они на все сформулируют свои концепции, их докажут, а практическую психологию ни во грош не ставят. Так, Стив сформулировал теорию о том, что концепция достигаторства целей вредна, потому что делает человека рабом Системы, ее бездушным винтиком, лишает его свободы. В своей другой теории Стив доказал, что понятие смысла жизни лишено всякого смысла и усиленно педалируется только теми лицами, которые склонны к самообману. Потому что смысл жизни человека знает только тот, кто ему эту жизнь дал. Сам же человек априори не может ее познать, поэтому разделяет принятые в социуме смыслы жизни, типа «родить сына, построить дом, посадить дерево». (У Стива даже два своих сына, кстати).
Да что там говорить, многие люди снисходительно относятся к практической психологии, считая ее «лженаукой». Поразительно, но у таких лиц я наблюдал множественные симптомы психосоматики — от бронхиальной астмы до нейродермита. Образно говоря, они верят только в волшебные таблетки, которые избавят от болезни или расстройства. И такое явление весьма даже совсем не удивительно, потому что так проявляют себя защитные эго-механизмы, сохраняющие целостность эго.
Такие мужчины, как Стив, можно сказать, пали жертвой комплекса хорошести, который характеризуется как результат соответствующего воспитания. Надо быть хорошим мальчиком и слушаться родителей, негативные чувства загоняются внутрь и контейнируются там по сусекам подсознания. Однако, у Стива не было свободного выбора на проигрывания или табу манифестации комплекса Эдипа в юношеском возрасте.
Все спорные моменты закрыла интеллектуализация, потому что быть умным – это хорошо! Это лучше, чем быть свободным! Стив не захотел состояться в обществе в качестве достойного его члена, он избегал его всю жизнь. Но когда настало 50, параллельные линии вдруг пересеклись и все ждут, как закончится эта игра?
К вопросу о психологической помощи в подобных ситуациях можно сказать, что такая помощь будет тормозится еще на этапе мотивации, потому что заниматься реальным самопознанием такому человеку мешает страх пережить душевную боль из детства. Все его мировоззрение не подразумевает работы над собой и отрицает, обесценивает такую работу. Такому человеку проще умереть, что чаще всего и происходит, чем вместе с психологом разобраться в себе. Помните, как во времена перестройки на одном телемосте с Америкой одна наша мадам заявила: «В СССР секса нет!»? Так вот, у меня такое ощущение, что мы и сейчас от этой точки в основной своей массе недалеко ушли..
Знакома ли вам подобная жизненная история? Можете написать в комментариях, какие феномены из психоанализа вы замечаете в жизни? Знакома ли вам подобная жизненная история? Можете написать в комментариях, какие феномены из психоанализа вы замечаете в жизни? Если тема интересная то, будет продолжение о комплексе Электры.
Основной смысл там будет примерно такой же, но есть и некоторые нюансы. Например, комплекс хорошей девочки, примерной дочери, которая не сможет отделиться от матери и всю жизнь будет страдать от противоречивых чувств по отношению к ней, в то время как мать будет нарушать ее личные границы и вести себя по отношению к ней, как слон в посудной лавке.
Моя гипотеза заключается в том, что «комплекс хорошести» сигнализирует о подавленном и непрожитом в полной мере комплексе Эдипа. Такой мальчик будет домашним, будет трудно прожить свою настоящую жизнь, потому что у него диффузная идентичность, прикрытая нарциссизмом и интеллектуализацией. В возрасте 40-50 лет ему, скорее всего, придется пережить кризис среднего возраста, отягощенный непрожитым комплексом Эдипа и вредными для здоровья зависимостями. Однако, благоприятный прогноз возможен при возможности трансформации личности через психотерапию и личную мотивацию.
Спасибо, что дочитали до конца! Речь была, конечно, не совсем о Стиве, а о поколении домашних мальчиков и девочек, которых люто обрабатывали педагогикой "Как надо", чтобы сделать удобными для общества. А как им жить потом, это уже их личная проблема!
Литература
2. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. — М., Эксмо, 2021. — 224с.
3. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. — М., Флинта, 2006. — 352с.
--------------------------------------------------
✍️Дорогие друзья, я - практикующий психолог. Приглашаю желающих на психологическую консультацию, все ссылки ниже.
🖥️Контакты
📧Эл. почта sig69@inbox.ru
📧Личка в ВК https://vk.com/sigaev_s
👉Прайс сессий и самопрезентация https://vk.com/@sigaev_s-samoprezentaciya 👉Мое образование и подготовка https://vk.com/album77342369_266587894
😀Благодарю за ваше внимание!