Найти тему

Рассказ "Поворот не туда"

Марк был очень тщеславным человеком. Мать растила его одна, жили они скромно, и еще в юности он пообещал себе добиться успеха, чтобы в его семье всегда был достаток. После окончания института ему не составило труда расположить к себе работодателя на собеседовании. Так он устроился рядовым сотрудником в крупную фирму.

Через год Марка перевели на должность начальника отдела. Там же на работе он познакомился с Аней, будущей женой. После свадьбы пара взяла ипотеку. Марк не скрывал, что хочет как минимум двоих детей, поэтому через полтора года Аня ушла в декрет.

А Марка повысили до заместителя директора. Его начальницей была Эльмира, сорокалетняя бездетная женщина, такая же амбициозная, как он.

Вместе они разрабатывали стратегии по развитию, ездили по крупным клиентам. С подчинёнными вели себя жёстко, требуя перевыполнения планов, но текучки среди персонала не было: премии были приличными.

Эльмира просила выходить и по субботам, хотя одного руководителя в офисе было достаточно. Она хоть и жила гражданским браком, но домой никогда не торопилась, предпочитая задерживаться до закрытия. Эльмира редко брала отпуска. Марк подозревал, что она увлечена работой, потому что других занятий у нее нет. А он предпочитал не приходить домой рано, потому что там было не отдохнуть. Новорожденный сын часто кричал и требовал внимания.

Под предлогом занятости Марк никак не помогал Ане и после рождения второго сына. Он ходил по магазинам, платил по счетам и думал, что этого вполне достаточно. Раз в неделю по вечерам Марк ходил на хоккей, а иногда на выходные уезжал загород с друзьями.

Ане помогали бабушки, но она все равно очень уставала. Из-за занятости обоих пара стала терять близость друг с другом, и когда Эльмира стала оказывать Марку знаки внимания, он не колебался. Во-первых, как мужчина, он жаждал удовлетворения. Во-вторых, у Эльмиры были хорошие связи, и когда она пойдет на повышение (а это непременно случится), то найдёт хорошее место и для него.

Каждый квартал Марк был в азарте: как сделать план, высчитывал проценты, думал, что еще можно предпринять. А после выполнения (перевыполнения) всех показателей он буквально раздувался от гордости. Особенно когда их филиал хвалило начальство.

А потом наступал следующий квартал, и начиналась новая гонка. Даже когда его старший сын опрокинул на себя горячий чай, Марк приехал в больницу только через несколько часов.

Терпеливая Аня на этот раз не выдержала.

– Чтобы я мог сделать? Какая разница ты одна сидела в коридоре, пока ребенка перевязывали, или мы оба? – оправдывался он.

– А такое понятие, как поддержка, тебе известно? Мне с детьми даже в туалет сходить некогда. А тебя постоянно нет. Заварила себе чай, но поставила не туда. И теперь у сына будут шрамы, – Аня разрыдалась.

Марк обнял ее и прижал к себе. Женщины эмоциональны. Ничего поплачет и успокоится.

Через полгода сыну дали квоту на операцию по восстановлению кожи. Ехать надо было в другой город. Аня отправилась с сыном одна. Марк не мог позволить себе оторваться от гонки. Словно азартный водитель, он нарезал круги и не желал останавливаться.

Но однажды ему пришлось сойти с дистанции. Во время игры в хоккей Марк сломал ногу. Врач сказал, что гипс придётся носить минимум два месяца.

Первые дни он до конца не осознавал, что выбился из привычной жизни. Эльмира звонила каждый день, консультировалась по работе, спрашивала совета или узнавала информацию, которой располагал только он. Но потом звонки раздавались реже. А Марку стало невыносимо в четырех стенах. Раздражали разбросанные игрушки, шалости детей и даже Аня, которая сочувствовала ему и помогала.

У Марка было одно желание: снять с себя гипс и поехать на работу. Но нога продолжала ныть и требовала покоя.

Через месяц Марк узнал, что у Эльмиры новый помощник. Он моложе, симпатичнее и амбициознее. Директор им довольна. А возможно, еще и удовлетворена.

Марк сначала не поверил, потом разозлился, он считал себя незаменимым. Но, оказалось, что это качество недосягаемо. Всегда найдется кто-то лучше, или ты сам можешь сдать позиции.

Хотя Марк был дома, детьми в основном занималась Аня. Он лишь наблюдал за их игрой в комнате, когда жена готовила на кухне.

Детей в садик решили не отдавать, пока младшему не исполнится три. Аню напугали рассказами о частых простудных заболеваниях в детском саду. А у старшего шла подготовка к следующей операции.

В один из дней Аня пожаловалась на боль в боку. Она выпила обезболивающее и на небольшой период почувствовала облегчение, но потом боль усилилась. Марк вызвал скорую.

Аню увезли в больницу с подозрением на аппендицит. Так он остался наедине с детьми. Его мать работала и могла заглянуть только вечером. Теща приходила, чтобы приготовить еду и погулять с внуками.

Для передвижения по кухне Марк выбрал стул на колесиках. Он накладывал еду, а убирать тарелки просил детей. Марк мыл посуду, балансируя на одной ноге. Уже на второй день он понял, что стоило купить жене посудомоечную машину, когда она просила. Но тогда он пожалел денег.

Марк планировал укладывать детей спать одних в комнате. Но они ворочались и капризничали. В итоге Марк на них прикрикнул, и вскоре они уснули. На второй день сыновья затихли быстро, но спустя полчаса к нему подошел младший сын и попросил:

– Можно я с тобой лягу?

У ребенка был такой жалобный вид, что он разрешил. Сын лег рядом, а Марк обнял его одной рукой.

Он всегда был строг с детьми, желая, чтобы они выросли настоящими мужчинами. Но не рано ли? Ведь они еще маленькие дети, которые нуждаются в нежности и любви.

Сын быстро заснул, и Марк тоже незаметно провалился в сон. Проснулся он оттого, что ребенок заворочался. Оказалось, они проспали два часа.

Марк поднялся и отправился на кухню. Наступило время очередного перекуса.

Уже на третий день он понял, что уход за детьми – это тяжелый труд. Когда теща забирала детей на прогулку, эти полтора-два часа были для него невероятным счастьем.

Еще совсем недавно Марк не мог заснуть до поздней ночи. А теперь, бывало, засыпал раньше детей. Он так и не смог приучить их засыпать в своей комнате, поэтому ложился с ними на кровать, как это делала Аня.

Но в то же время Марк осознал: дети – это радость. Когда обнимал перед сном их маленькие тела. Когда учил рисовать или лепить из пластилина. Когда успокаивал после падения. Когда сыновья по его просьбе приносили стакан воды с кухни или другую необходимую вещь.

Раньше Марк видел детей урывками, теперь узнавал их и пытался понять.

Аню выписали через две недели. Она была приятно удивлена взаимопониманию, которое возникло между мужем и детьми.

Когда Марку сняли гипс, и началась стадия разработки, он словил себя на мысли, что не хочет возвращаться на работу. И вряд ли Эльмира пожелает с ним работать. По слухам, она в восторге от нового помощника.

А Марк хочет трудиться так, чтобы иметь возможность проводить время с детьми. Амбиции и тщеславие исчезли. Работа – это лишь способ заработка денег. Главное, семья.

Жизнь быстро проходит, а, участвуя в гонке, и вовсе не ощутишь ее вкус. Да и куда гнать? К деньгам, которых всегда будет не хватать? Или к смерти?

Спустя две недели в одно из посещений магазина Марк увидел объявление о вакансии дворника. Оклад был небольшой, но если устроиться в несколько магазинов, получится неплохая сумма.

В тот же вечер он вышел на работу, пока неофициально. Для него, как для молодого мужчины, это был несложный труд. Утром он вставал рано, чтобы успеть убраться до того, как люди выйдут на улицы.

Марку быстро понравилось быть хозяином самому себе, строить планы на день, ни под кого не подстраиваясь. Днем он был свободен и мог заниматься детьми.

Через неделю его больничный закончился, и Марк написал заявление об увольнении. Эльмира удерживать не стала.

Марк вышел из здания и с облегчением выдохнул. В его руках была трудовая книжка. Он открыл ее и посмотрел на даты. Ему довелось проработать в фирме шесть лет. Срок его бесконечной гонки. Как только здоровье выдержало! Ведь он ни разу не был в отпуске. Зато теперь плюс: выплатят хорошую компенсацию.

На следующий день Марк обошел магазины в своем районе. Ему удалось устроиться еще в два места. Вдобавок периодически появлялись различные подработки.

Теперь Аня могла выйти из декретного отпуска на работу, но она тоже не хотела возвращаться в офис. После недолгих поисков она устроилась на удаленную работу администратором сайта по продаже одежды и обуви. Аня отвечала на вопросы клиентов, обновляла ассортимент, следила за исполнением заказов. В процессе работы ей пришлось изучить несколько программ, но после нескольких лет рутины ей понравилось развиваться.

Пока она работала, Марк занимался с детьми в соседней комнате. Работу пока менять он не планировал. Зимой из-за снегопадов трудиться пришлось больше, но выросла и зарплата. Еще он собирал и сдавал картон. Магазины всегда выбрасывают много коробок.

Марк мало с кем общался из прошлой жизни, а свое место работы скрывал. Но со временем все равно узнали.

Однажды Марк услышал мнение одного из старых знакомых:

– Ты выбрал поворот не туда.

Марк не стал возражать. Когда он работал в фирме, то по вечерам у него часто болела голова, а по ночам снились цифры и отчеты. Он знал, что подчинённые втайне ненавидят его за ежедневные понукания.

Теперь же его голова была легкой, тело – сильным, сон – спокойным, а работники магазинов хорошо к нему относились. Марк был исполнительным и никогда не отказывал в помощи.

А главное, время с детьми! Малыши так быстро растут, и очень хочется, чтобы их детские воспоминания об отце были не о как вечно работающем папе.

Нет, Марк сделал правильный выбор. Поворот не туда произошёл, когда он поддался амбициям и тщеславию. Конечно, он не собирается работать дворником всю жизнь, но пока дети маленькие у него есть время подумать и определиться с направлением. И новая работа не будет похожа на бесконечную гонку.