Буду развлекать вас дальше, золотые мои! В одной из своих статей я писала о том, что мама посоветовала мне избавляться от забывчивости декламацией стихов. Но не с листа, а по памяти. Хотя бы из школьной программы.
Это, объяснила мама, не только помогает бороться с возрастными изменениями, но и поддерживает легкие. Потому что читать нужно громко и с выражением. Словом, все, как в школе у доски.
Тренировка памяти при помощи стихов. Как связаны Добролюбов и склероз.
Но я пошла еще дальше, вспомнив, как учила студентов запоминать мельчайшие детали, которые помогают воссоздать образы персонажей и обстоятельства, двигающие сюжет (коллизии).
Делалось это просто: задавала "домашку" - прочесть такие-то главы, а в идеале - все произведение (только после этого и устраивалась эта "проверочная работа"), а потом...
А потом я раздавала моим милым взрослеющим детям листы формата А4, на которых были отрывки из заданного на дом произведения, только какие-то детали были зачеркнуты маркером.
Допустим, изучали мы рассказ "Темные аллеи" (открывающий одноименный сборник) Ивана Алексеевича Бунина. И у меня была задача - воспроизвести не просто описания места события и его героев, но и диалоги. И в них, как оказалось, и была настоящая засада! Дети читали их невнимательно. Очевидно, полагая, что главное в любом произведении - событийный ряд: приехал-увидел-пообщался-помечтал- растрогался-расстроился-успокоился-выдохнул (динамическое усиление действий главного героя - Николая Алексеевича). Но не тут-то было!
Сейчас я приведу для вас отрывок текста, умышленно выпустив некоторые слова и словосочетания. А вы, прочитав рассказ (можно дважды), впишите их (они будут обозначены круглыми скобками с многоточием внутри, как "фигура умолчания"). Только чур - не подглядывать в источник!
Он поднял голову и, остановясь, (...) усмехнулся:
– Ведь не могла же ты любить меня весь век!
– Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет (...), что для вас словно ничего и не было, а вот… Поздно теперь (...), а ведь, правда, очень (...) вы меня бросили, – сколько раз я хотела (...) от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас (...) звала, а вы меня – помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие (...), – прибавила она с (...) улыбкой.
– Ах, как (...) ты была! – сказал он, качая головой. – Как (...), как (...)! Какой (...), какие глаза! Помнишь, как (...)?
– Помню, сударь. Были и вы (...). И ведь это вам отдала я свою (...), свою горячку. Как же можно такое забыть.
– А! Все (...).
Для чего это нужно?
- тренирует память;
- заставляет обращать внимание на мелочи, которые характеризуют образ детально;
- развивает образное мышление и обогащает лексический запас;
- учит выстраивать свою речь фонически (музыкально) слаженной, приятной на слух (Бунин это делал блестяще! У него есть чему поучиться);
- помогает заново открывать для себя суть любимых когда-то классических произведений, которые в школьном детстве мы читали не слишком внимательно и без должного жизненного опыта.
И, наконец, в такие игры можно играть командами, начисляя за каждое правильно вставленное слово баллы. Кстати, брать можно как прозу, так и стихи. И даже современную прозу, чтобы потом сравнить, как героя или что-то, с ним связанное, описал автор, а как вы.
Хотите усложнить задание? В семье есть дети или внуки-школьники? Выпишите или распечатайте отрывки (по 10-12 предложений) из списка литературы, который они изучают в течение учебного года, смешайте их как билеты на экзамене и тяните с ними по очереди.
Мы дома так развлекались! И выигрывал всегда...папа!