Найти тему
SOTA

Административный надзор калечит жизни

Поговорим об административном надзоре, ведь есть повод, даже два.

Ларису Кривоносову, сыгравшую Марину Вульф в видео на канале BARAKuda, отправили в колонию на три месяца. Её признали виновной по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ (неоднократное несоблюдение административных ограничений).

В апреле 2017 Кривоносова освободилась из колонии по УДО: там она отбывала наказание за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. В августе 2020 в отношении нее был установлен административный надзор: женщине запретили выходить из дома ночью и выезжать за пределы округа, а также обязали являться в полицию для регистрации. Из-за нарушения надзора на Кривоносову неоднократно заводили административные дела по ст. 19.24 КоАП РФ (Несоблюдение административных ограничений), что и стало поводом для возбуждения уголовного дела.

Напомним, известность Кривоносова получила после участия в Youtube проекте BARAKuda, где она сыграла представительницу МВД Марину Вульф. 23 сентября женщине назначили 10 суток ареста из-за шоу: тогда её признали виновной в ношении формы сотрудника полиции.

​От административного надзора или тех, кто его назначает, может пострадать еще одна семья. Мать фигуранта ростовского дела Яна Сидорова, Надежда Сидорова, рассказала, что ее сына, который должен выйти на свободу в начале ноября, администрация колонии пытается отправить под административный надзор уже после освобождения, ему запрашивают надзор на срок до 3 лет.

Для этого руководство димитровградской ИК-10 сначала попыталось сделать это законным способом, но не успело, так как соответствующее ходатайство необходимо подавать в суд за два месяца до освобождения заключенного.

В связи с этим Сидорова за невыход на зарядку отправили в ШИЗО и в последующем – на «строгие условия содержания», чтобы освобождение именно из них стало поводом для надзора. При этом невыход на зарядку по закону не может являться поводом для ШИЗО и «строгих условий».

На протяжении всех 4 лет заключения Сидорова ему вынесли около трехсот взысканий, зачастую противоречащих друг другу. Так, в 2018 году он расправлял кровать – и это было одним основанием для взыскания. А в 2020 году он ее не заправлял – и это было другим основанием.

Сидоров и другой фигурант ростовского дела, Влад Мордасов, были обвинены в подготовке массовых беспорядков в рамках «революции» Мальцева за то, что вышли на пикет в Ростове-на-Дону с требованием к властям остановить поджоги домов в городе для последующей застройки.

Теперь перейдем к самому механизму. Очевидно, что в современных реалиях любой закон можно использовать в незаконных целях. Это хорошо видно на примере Яна. Но даже без этого эффективность административного надзора под большим вопросом, и в неполитических делах зачастую от него мало толку. Если представить, что реальный убийца выйдет на свободу, то контролировать его поведение с помощью существующих правовых механизмов чуть ли не бессмысленно. А вот испортить жизнь политзаключенным – пожалуйста.

Первая проблема. Закон практически не дифференцирует надзорные меры в зависимости от совершенного преступления, будь то убийство или мошенничество в особо крупном размере. Никакого индивидуального подхода. Можно сказать, действует принцип «контролировать, чтобы контролировать». Излишние меры или, наоборот, недостаточные – никого не волнует. Список мер максимально универсален. Где-то меры, действительно, сработают, где-то – нет. Как повезет.

Кстати, о мерах, вот они:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них;

3) запрещение пребывания вне места жительства в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Отметим, что количество рецидивов в России стабильно высокое. Например, в 2018 году доля рецидивных преступлений составила 57,6%. Стоит задуматься еще раз об эффективности существующей системы.

По общему правилу, административный надзор устанавливается, если: 1) человек в период отбывания наказания признавалось злостным нарушителем; 2) человек в колонии в течение года совершил два и более административных правонарушения против порядка.

Но из этого правила сделали вполне обоснованное и здравое исключение. В отношении осужденного и отсидевшего за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений надзор в любом случае. Однако, если осужденный за убийство вёл себя примерно в колонии, то надзор могут не назначить. То есть отправить его в свободное плавание, когда тот выйдет на свободу. Из этого вытекает следующая проблема.

Современная система абсолютно не направлена на реабилитацию и социализацию отбывших наказание. Когда человек сидел 10–15 лет в колонии, то он привык к определенным правилам. На свободе всё меняется. Жизнь кажется сложнее, оттого человек часто идет по знакомой криминальной дорожке. Никто не пытается помочь таким людям не совершить преступление снова. Нет работы с психологами, реабилитации и т.п. В таком случае и возникает вопрос: в чем суть административного надзора? Возможно, какое-то время и как-то он сдерживает людей от противоправных действий, но проблемы не решает.

На тему административного надзора нам дал комментарий действующий адвокат и защитник Яна Максим Денисов: «Вряд ли можно сказать, что административный надзор себя зарекомендовал исключительно с положительной стороны. В частности, цель установления административного надзора – профилактика совершения новых преступлений, снижения уровня рецидивной, повторной преступности. Несмотря на это, за последние годы уровень рецидивной преступности на территории РФ значительно не снизился, а в некоторых регионах России он, напротив, вырос. Как следует из практики, причины роста рецидивной преступности в основном связаны с неблагоприятными факторами в экономической и социальной сферах», - объясняет адвокат.

Также Максим указывает на то, что повторные преступления в основном совершают ранее судимые. При этом, как правило, преступления, которые они совершают повторно, относятся к категории особо тяжких.

«В этой связи не до конца понятна позиция законодателя, который закрепил, что административный надзор устанавливается в отношении лиц с опасным и особо опасным рецидивом, а также судимых за особо тяжкие преступления (в случае признания их злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания). Но установление административного надзора в отношении последних вызывает и вовсе недоумение, поскольку жизнь в местах лишения свободы и жизнь за ее пределами значительно отличаются, и подвергать репрессиям осужденного и после отбытия им наказания в связи с дисциплинарными проступками в местах лишения свободы – странно и не соответствует целям наказания», – продолжает юрист.

Денисов также отмечает, что такие меры, как нахождение дома в определенный период и запрет покидать территории муниципального образования вряд ли способствуют социальной адаптации освободившегося из мест лишения свободы, напротив – лишь препятствуют. Человек не может устроиться на работу с нормальным графиком, нормально передвигаться, что провоцирует совершение новых преступлений.

Cуществующие механизмы, действительно, устарели и на практике показывают свою неэффективность. Зато испортить жизнь таким, как Ян Сидоров, они могут. Никто не пытается даже сделать вид, что хочет помочь оступившимся. Государству открыто плевать на людей и их безопасность. Ведь несовершенство административного надзора имеет прямые последствия – новые преступления, новые потерпевшие, новые уголовные дела и сломанные судьбы.

Алина Винтер