Продолжение истории о создании оперы об Иване Сусанине - как простой крестьянин в начале XVII века спас от поляков Михаила, первого царя из дома Романовых. Николай I решил сделать из этой истории образцовую патриотическую оперу в народном стиле.
Николай I лично руководил доработкой этой оперы. Он вообще любил бравировать своим образованием и эрудицией. Правда, в основном это были технические знания – как часто упоминал о себе император: “Мы, инженеры...” Но Николай был не чужд и творчеству - он хорошо рисовал, музицировал и даже пробовал сочинять марши.
И вот на опере о Сусанине император стал демонстрировать свои креативные способности. Он придумал окончательный вариант названия – “Жизнь за царя”. Он распорядился, чтобы Минин и Пожарский выезжали на сцену на конях, чтобы пленные поляки стояли на коленях.
И Николай I также распорядился, чтобы польские знамена бросали к ногам победителей. Интересно, что столетие спустя, уже в советские времена, на параде Победы в Москве на Красной площади гитлеровские знамена точно так же бросали к подножию Мавзолея – может быть, это было творческое развитие церемонии, придуманной еще Николаем I?
Опера о Сусанине была сделана музыкальным символом российского самодержавия. Ну а кроме этого главного идеологического проекта в императорских театрах - Мариинском в Петербурге и Большом в Москве - ставили множество самых разных опер и балетов.
Мало кто знает, что в репертуаре Большого была и опера “Федул с детьми”, с либретто, написаннымеще Екатериной II.
И можно сказать, что без этой оперы в Москве не было бы Сандуновских бань.
Начало этой истории положил громкий скандал, разразившийся 11 февраля 1791 года - когда Екатерина приехала смотреть спектакль. К одной из актрис, Лизе Урановой, приставал важный царский чиновник. По одной из театральных легенд, он прислал ей 80 тысяч рублей, а она взяла их и бросила в камин. Как красиво описывалась в этой легенде:
“80 тысяч государственных векселей сгорело, не выменяв собою и даже одного поцелуя”.
Тогда этот чиновник-абьюзер велел арестовать жениха Урановой актера Силу Сандунова – и Уранова решила искать спасения у императрицы. Кстати, в пьесе“Федул с детьми” она тоже играла роль девушки, к который пристает знатный вельможа – и с большим выражением пропела перед Екатериной арию с жалобами на приставания:
“Подговаривал меня,
Серебром меня дарил,
Он и золото сулил”.
Когда Уранова пропела свою арию, зал разразился аплодисментами, а Екатерина бросила ей свой букет. Уранова схватила букет, поцеловала, а затем упала на колени и закричала:
“Матушка царица, спаси меня!”
При этом актриса размахивать заранее заготовленным письмом с жалобой на своего обидчика, похотливого царедворца.
Екатерине эта мелодраматическая сцена понравилась, и честь актрисы была спасена. Ее обвенчали с Сандуновым и, говорят, эта церемония тоже не обошлась без демонстрации литературных талантов императрицы: во время свадебных обрядов исполнялись псевдонародные песни, сочиненные Екатериной.
А более весомым подарком от нее стало богатое приданое, в том числе бриллианты. Вот на эти бриллианты в 1808 году и был куплен участок земли в Москве, на котором затем были построены знаменитые Сандуновские бани.
Возможно, вся эта история поспособствовала появлению не только Сандуновских бань, но и сюжета “Капитанской дочки” Пушкина. Некоторые литературоведы считают, что под влиянием рассказов о письме Урановой Пушкин мог написать финальную сцену романа, когда Маша Миронова вымаливает у Екатерины II помилование для Петра Гринева.
“Федул” и свадебные песни –– далеко не единственные литературные работы Екатерины II. Она написала и многое другое - но о творчестве императрицы и о ее литературных взглядах - в следующей публикации, в продолжении наших театральных историй.