Найти тему
SCRIPT DOCTOR ОСОКИН

Опера, написанная Екатериной II, Сандуновские бани и другие легенды Большого театра

Продолжение истории о создании оперы об Иване Сусанине - как простой крестьянин в начале XVII века спас от поляков Михаила, первого царя из дома Романовых. Николай I решил сделать из этой истории образцовую патриотическую оперу в народном стиле.

Николай I лично руководил доработкой этой оперы. Он вообще любил бравировать своим образованием и эрудицией. Правда, в основном это были технические знания  – как часто упоминал о себе император: “Мы, инженеры...” Но Николай был не чужд и творчеству - он хорошо рисовал, музицировал и даже пробовал сочинять марши.

Фото с сайта: nkj.ru
Фото с сайта: nkj.ru

И вот на опере о Сусанине император стал демонстрировать свои креативные способности. Он придумал окончательный вариант названия – “Жизнь за царя”. Он распорядился, чтобы Минин и Пожарский выезжали на сцену на конях, чтобы пленные поляки стояли на коленях.

И Николай I также распорядился, чтобы польские знамена бросали к ногам победителей.  Интересно, что столетие спустя, уже в советские времена, на параде Победы в Москве на Красной площади гитлеровские знамена точно так же бросали к подножию Мавзолея – может быть, это было творческое развитие церемонии, придуманной еще Николаем I?

Опера о Сусанине была сделана музыкальным символом российского самодержавия. Ну а кроме этого главного идеологического проекта в императорских театрах - Мариинском в Петербурге и Большом в Москве - ставили множество самых разных опер и балетов.

Мало кто знает, что в репертуаре Большого была и опера “Федул с детьми”, с либретто, написаннымеще Екатериной II.

Фото с сайта: kommersant.ru
Фото с сайта: kommersant.ru

И можно сказать, что без этой оперы в Москве не было бы Сандуновских бань.

Начало этой истории положил громкий скандал, разразившийся 11 февраля 1791 года - когда Екатерина приехала смотреть спектакль. К одной из актрис, Лизе Урановой, приставал важный царский чиновник. По одной из театральных легенд, он прислал ей 80 тысяч рублей, а она взяла их и бросила в камин. Как красиво описывалась в этой легенде:

“80 тысяч государственных векселей сгорело, не выменяв собою и даже одного поцелуя”.

Тогда этот чиновник-абьюзер велел арестовать жениха Урановой актера Силу Сандунова – и Уранова решила искать спасения у императрицы.  Кстати, в пьесе“Федул с детьми” она тоже играла роль девушки, к который пристает знатный  вельможа – и с большим выражением пропела перед Екатериной арию с жалобами на приставания:

“Подговаривал меня,

Серебром меня дарил,

Он и золото сулил”.

Когда Уранова пропела свою арию, зал разразился аплодисментами, а Екатерина бросила ей свой букет. Уранова схватила букет, поцеловала, а затем упала на колени и закричала:

“Матушка царица, спаси меня!”

При этом актриса размахивать заранее заготовленным письмом с жалобой на своего обидчика, похотливого царедворца.

Екатерине эта мелодраматическая сцена понравилась, и честь актрисы была спасена. Ее обвенчали с Сандуновым и, говорят, эта церемония тоже не обошлась без демонстрации литературных талантов императрицы: во время свадебных обрядов исполнялись псевдонародные песни, сочиненные Екатериной.

А более весомым подарком от нее стало богатое приданое, в том числе бриллианты. Вот на эти бриллианты в 1808 году и был куплен участок земли в Москве, на котором затем были построены знаменитые Сандуновские бани.

Возможно, вся эта история поспособствовала появлению не только Сандуновских бань, но и сюжета “Капитанской дочки” Пушкина. Некоторые литературоведы считают, что под влиянием рассказов о письме Урановой Пушкин мог написать финальную сцену романа, когда Маша Миронова вымаливает у Екатерины II помилование для Петра Гринева.

“Федул” и свадебные песни –– далеко не единственные литературные работы Екатерины II. Она написала и многое другое - но о творчестве императрицы и о ее литературных взглядах - в следующей публикации, в продолжении наших театральных историй.