Найти тему
Позывной Еж

«Метро 1941»: Как в московской подземке от немецких бомб спасались

Это не постапоклипсис от Дмитрия Глуховского, а реальность времен Великой Отечественной войны
Это не постапоклипсис от Дмитрия Глуховского, а реальность времен Великой Отечественной войны

На тоннельные пути московского метрополитена положили дощатые полы. Общая протяженность этих новых полов превышала тридцать шесть километров. Спуск людей с платформ в тоннели облегчали специально оборудованные откидные мостики. Таковых в московском метро имелось восемьдесят штук. На двадцати станциях имелось 4,6 топчанов, на которых могли отдыхать взрослые, и 3,8 тысяч детских кроваток. Для облегчения быта москвичей, прятавшихся в метро, работниками было установлено дополнительное освещение. Питьевую воду можно было взять как из питьевых фонтанчиков, появившихся на платформах усилиями метрополитеновцев, так и из обычных водопроводных кранов, которые установили в тоннелях. Появились в метро и туалеты: их было двадцать постоянных и пятнадцать переносных.

-2

Нет, читатель, это не описание постапокалиптического быта жителей «Метро» от Дмитрия Глуховского - это все реально происходило под сводами московского метро в сороковых годах уже прошлого XX века. Дело все просто в том, что в годы Великой Отечественной войны, в особенности в самом ее начале, а особенно в осенние и зимние дни 1941 года, в тоннелях и на платформах метро спасались от регулярных бомбежек со стороны люфтваффе москвичи.

К 41-му году, как раз когда метро стали использовать не по его прямому транспортному назначению (впрочем, и как транспортная артерия Москвы в те дни метро также использовалось) московский метрополитен проработал менее десяти лет. К началу нападения Третьего Рейха на Советский Союз в метро работала двадцать одна станция на трех линиях. На сегодняшний день это зеленая, синяя и красная, вот, правда, в те годы их еще не обозначили цветом.

Оборудовать подземку под массовое убежище от авиа и артиллерийских бомбежек начали в апреле 1941 года после появления соответствующего приказа Совнаркома. На эти цели выделили весьма внушительные средства из государственного бюджета.

На случай газовых атак, а по опыту Первой мировой войны, руководство Советского Союза резоно ожидало от потенциального противника и химических атак, станции и тоннели оснащались системами газовой защиты. Да и вестибюли строились на максимально возможном удалении от платформ. Причина тому была проста: запутать потенциального налетчика, то есть, чтобы он не смог корректироваться по спускающимся в метро людям куда конкретно нужно сбрасывать бомбы.

Впервые московское метро приняло москвичей не по назначению в ночь с 21 на 22 июля, аккурат через месяц после начала войны.

-3

С началом авиа налета метрополитен начинал работать по четко установленной инструкции: движение поездов останавливалось, а сами поезда ставились на станциях. Напряжение с контактных рельсов снималось. Самые лучшие места, а таковыми считались платформы на станциях и сами поезда, «припаркованные» тут же, отводились старикам и матерям с детьми. Малышей, как раз и пускали в поезда, где они могли на сидениях поспать. Остальным приходилось прятаться в тоннелях, устеленными деревянными настилами. Помимо уже действующих линий метро под размещение людей использовались и достраивающиеся: «Площадь Свердлова» – «ЗИС». Приспособили под убежища и «Новокузнецкую», а ряд недостроенных туннелей оборудовали деревянными нарами. Изначально, правда, были проблемы с вентиляцией, люди страдали от духоты, но работникам метрополитена удалось устранить это неудобство. Были установлены дополнительные системы вентиляции. Понимая, что от вентиляционных систем зависит жизнь десятков тысяч людей, неподалеку от «вентиляционных колодцев» выставлялись посты. Эти посты и командный пункт сантехники имели между собой телефонную связь. Дежурные на постах сообщали о началах пожара вблизи «вентиляционных колодцев», возникающих, ясное дело, из-за бомбежек, и в кратчайшие сроки принимались меры по тушению возгораний.

На станциях для детей продавалось молоко и белый хлеб
На станциях для детей продавалось молоко и белый хлеб

По возможности для временных обитателей метро был организован некий быт. На станциях вечерами продавали молоко в бутылочках и белый хлеб для детей. Имелись в метро и врачи, к которым могли обратиться заболевшие. Бороться со скукой помогали не только передвижные библиотеки, но и даже демонстрации кинокартин. Проводилась на станциях и агитационная работа. Курская, к примеру стала неким филиалом Государственной публичной библиотеки. Столы и стулья для читателей выставлялись прямо на посадочной платформе. Помимо киносеансов проводилась и работа с детьми. Работали кружки рисования, вышивания, лепки и многое другое. Организовывались исторические выставки, в которых раскрывались такие исторические личности как Суворов и Кутузов, большое внимание уделялось Отечественной войне 1812 года.

Курская стала филиалом Государственной публичной библиотеки
Курская стала филиалом Государственной публичной библиотеки

С июня по декабрь 1941 года в метро укрывались, по разным оценкам,от восьмидесяти тысячдо полумиллионачеловек в сутки.

Кроме станций, так называемой третьей очереди, принимали москвичей станции Кировского радиуса, а это «Дзержинская», «Комсомольская» и «Красные ворота». Среди всех станций, укрывавших горожан, своеобразным рекордсменом была «Маяковская». Именно на ней фиксировалось самое большое количество прятавшихся людей: в среднем за стуки до пятидесяти тысяч человек. Распределение людей на станциях было не равномерным: наибольшее количество людей, что и логично находилось на станциях, которые были самыми глубокими, а как следствие, наиболее безопасными. На Кировском радиусе пряталось от сорока пяти до шестидесяти процентов укрывавшихся, на Покровской радиусе от двадцати до тридцати, на Горьковском радиусе от двадцати до двадцати пяти.

Интересно, что в московском метро, во время бомбежек, принимали даже роды. В этот период в подземке родилось 217 детей.

Кстати, то что в московский метрополитен был оборудован под бомбоубежище это не означает, что он прекращал свою работу. Правда, в моменты сильнейших бомбежек интенсивность движения уменьшалась, а порой, и вовсе временно останавливалась.

А вот станция «Кировская» (сегодня эта станция называется «Чистые пруды») для обычных москвичей была закрытой. Дело в том, что уже на второй день войны на этой станции начали оборудование убежище для Ставки. Предполагалось, что нахождение Верховного командования Красной Армии в этом убежище обеспечит бесперебойную работу во время бомбежек. Интересно: лишь не многие были осведомлены, что на улице Кирова, 37, как раз где был небольшой и невзрачный особнячек работал личного Главнокомандующий Иосиф Сталин. Это здание соединялось лифтом с подземным комплексом, откуда вождь СССР мог спуститься в убежище. Имелись рабочие помещения и на «Красных воротах». Тамрасполагался командный пункт руководства и оперативно-диспетчерского аппарата Народного комиссариата путей сообщения. Различные организации, само собой, военные располагались на «Белорусской», «Площади Свердлова» и ряде других.

Свое ноябрьское выступление, поднявшее боевой дух советских людей, Сталин сделал в метро
Свое ноябрьское выступление, поднявшее боевой дух советских людей, Сталин сделал в метро

Интересный факт: свое выступление, накануне очередной годовщины Октябрьской революции, поднявшее моральный и боевой дух Советского народа до невиданных высот, было сделано именно в метро: на станции «Маяковская».

Фото взяты из открытых источников, обработаны в графическом редакторе, и принадлежат их авторам.

Уважаемые читатели, если вам понравилась публикация, оставляйте лайки, и подписывайтесь на канал.