Развитие психики является составной частью общей эволю-
ции животных. Животные приспособляются к изменениям
среды не только соответствующими изменениями в строении
тела, но и изменениями форм поведения.
Для успешного приспособления к среде важнейшее
значение имеет гибкость, изменчивость поведения живот-
ного, способность быстро изменять своё поведение в ответ
на изменение внешних условий. Изменчивость поведения стоит
в связи с уровнем психического развития: чем выше
последнее, тем более гибко и совершенно животное
приспособляется к изменениям среды.
Следует различать, с одной стороны, формы поведения
животных с преобладанием наследственных механизмов,
так называемые инстинкты, с другой — формы поведения,
вырабатывающиеся в индивидуальном опыте животного.
Физиологическую основу инстинкта составляют безуслов-
ные рефлексы. Инстинктивное поведение представляет собой
не что иное, как цепной рефлекс, т. е. ряд последовательных
рефлекторных движений, из которых каждое предыдущее
является начальным толчком для каждого последующего.
Необъяснимые на первый взгляд инстинктивные действия,
выполняемые животными без специального научения,
представляют собой системы безусловных рефлексов,
закрепившихся в процессе развития вида. Постройка сот
пчёлами или гнёзд птицами, перелёты птиц — примеры
инстинктивных действий.
Сложные цепные рефлексы (инстинкты) вырабатываются
в результате накопления в ряде предшествующих поколений
тех свойств, которые приобретались животными данного
вида под влиянием воздействий среды. Этим объясняется,
что инстинкты хорошо приспособлены к обычным для
данного вида условиям жизни: пчела строит свои соты так,
что на наименьшем пространстве и с минимумом материала
достигается наиболее возможная вместимость.
Не следует, однако, думать, что такого рода действия
в какой-либо степени говорят об уме животного; пчела,
конечно, не производит математического расчёта своей
постройки. Предположение о «разумности» инстинктивных
действий опровергается следующими наблюдениями: эти
действия продолжают выполняться даже и при таком изме-
нении условий, которое превращает их в бессмысленные.
Если у гагарки, высиживающей птенца, переложить во время
её полёта за пищей яйцо несколько в сторону, она по возвра-
щении садится в точности на прежнее место и продолжает
его « высиживать», нисколько не заботясь о яйце, которое
лежит поблизости, в поле её зрения. Таким образом, всякая
необычная перемена в условиях жизни может превратить
инстинктивное действие из очень совершенного и целесоо-
бразного в биологически бессмысленное, а иногда даже вред-
ное.
Безусловные рефлексы (инстинкты) не являются, однако,
совершенно неизменными. Передовая мичуринская биология
разоблачила ложность утверждений биологов-идеалистов
о неизменности наследственных свойств организма. Попадая
в новые условия жизни, организм приобретает новые
свойства; эти новые свойства, передаваясь по наследству,
усиливаются и закрепляются в ряде поколений. Таким обра-
зом происходит изменение наследственности.
Образующиеся в процессе индивидуального разви-
тия условные рефлексы, с одной стороны, и врождённые,
безусловные рефлексы, являющиеся результатом развития
многих поколений, — с другой, теснейшим образом связаны
между собой. Условные рефлексы, соответствующие посто-
янным факторам, встречающимся в жизни данного вида,
могут всё более закрепляться, делаться наследственными
и передаваться потомству. «Можно принимать, что неко-
торые из условных вновь образованных рефлексов позднее
наследственностью превращаются в безусловные» (Павлов).
Наоборот, те безусловные рефлексы, которые перестают отве-
чать изменившимся внешним условиям, перестают наследо-
ваться потомством. Таким образом происходит изменение
инстинктов. Но это изменение происходит относительно
медленно, на протяжении жизни ряда поколений.
У животных, нервная система которых достигает доста-
точно высокого уровня развития, поведение строится
в значительной мере на основе временных связей, склады-
вающихся в индивидуальном опыте организма. Безуслов-
ные рефлексы животное наследует, а условные рефлексы
у него вырабатываются в течение жизни.
То, что называется « дрессировкой» животного, пред-
ставляет собой выработку условных рефлексов. Известные
возможности к этому имеются уже у червей. Можно в резуль-
тате многократно повторяющихся опытов приучить дожде-
вого червя по пути в своё жилище поворачивать в опреде-
лённом месте направо, а не налево, если после того, как он
повернёт налево, пропускать через него электрический ток.
Изучение условно-рефлекторной деятельности у живот-
ных, стоящих на разных ступенях развития, показывает,
что чем сложнее и совершеннее организм, тем в большей
мере развита у него способность вырабатывать условные
рефлексы. У млекопитающих, как хорошо известно, возмож-
ности выработки разнообразных условных рефлексов
исключительно велики.
Биологическое значение условных рефлексов состоит
в том, что новые временные связи дают возможность точно
и своевременно приспособляться к меняющимся условиям
жизни. При этом очень важным является не только то, что
всевозможные нейтральные раздражители могут становиться
сигналами безусловных раздражителей, но и то, что в изме-
нившихся условиях новые нервные связи легко исчезают,
затормаживаются. Условными рефлексами объясняются
самые сложные формы целесообразного поведения животных.
Развитие психики осуществляется в неразрывном единстве
с развитием материального носителя её — нервной системы,
в частности мозга.
Начиная с млекопитающих, органом выработки условных
рефлексов становится кора больших полушарий головного
мозга, и важнейшее значение приобретает эволюция коры.
Усложнение нервной системы и развитие различных
форм поведения животных в конечном счёте обусловлено
образом жизни.
Возьмём в качестве примера птиц. Центральный факт,
определяющий и строение, и психику их, заключается
в приспособленности к лётной жизни в воздухе. Для
лётной жизни нужно хорошее развитие зрения и слуха;
в этом направлении и шло развитие органов чувств у птиц.
У хищных птиц решающее значение имеет возможность
издали видеть свою добычу, поэтому острота зрения дости-
гает у них такой степени, которая недоступна ни одному
животному. С другой стороны, жизнь в воздухе предъявляет
мало требований к осязанию и обонянию, вследствие чего эти
ощущения развиты у птиц очень слабо. Движения птиц высоко
специализированы (лётные движения), но очень шаблонны
и дают мало возможностей для развития разнообразных
и изменчивых форм поведения. Воздух — значительно более
однообразная среда, чем поверхность земли, на которой прово-
дит жизнь большая часть млекопитающих. Поэтому у птиц
эволюция пошла в направлении усовершенствования и услож-
нения безусловных рефлексов (инстинктов), наименее гибкой
формы поведения, а у млекопитающих стали развиваться
формы поведения более изменчивые, т. е. условные рефлексы.
Другим примером могут служить обезьяны. Фактом,
из которого надо исходить при объяснении высоты их психи-
ческого развития, является древесный образ жизни. Жизнь
на деревьях расширяет поле зрения; значение обоняния
уменьшается, роль зрения возрастает. Балансирование на
ветвях, перепрыгивание с ветки на ветку требуют хорошего
глазомера, развития осязания и, главное, способности к разно-
образным и ловким движениям. Питаются обезьяны сердце-
виной орехов, плодов, стеблей; пищу им приходится извлекать
с помощью достаточно мелких и тонких движений. Показа-
тельно высокое развитие руки, до известной степени осво-
бождённой от функции передвижения (благодаря древесному
образу жизни) и начавшей исполнять функцию хватания.
В результате у обезьян образуются многочисленные и очень
подвижные системы условно-рефлекторных связей. Отдель-
ные временные связи у обезьян, по мысли И. П. Павлова,
замыкаются в цепи связей, эти цепи связей могут расти
и обогащаться, повышая приспособительные возможности
животного. При этом связи, отражающие действительные
свойства, подкрепляются, а случайные связи тормозятся,
следствием чего является отражение некоторых существенных
свойств предметов, а затем и связей между предметами.
Высокое развитие у обезьян получает ориентиро-
вочно- исследовательский рефлекс, о котором И. П Павлов
пишет; «Едва ли достаточно оценивается рефлекс, который
можно было бы назвать исследовательским рефлексом, или,
как я его называю, рефлекс «что такое?», тоже один из фунда-
ментальных рефлексов. И мы, и животное при малейшем
колебании окружающей среды устанавливаем соответству-
ющий рецепторный аппарат по направлению к агенту этого
колебания. Биологический смысл этого рефлекса огромен».
На основе развития ориентировочно-исследовательского
рефлекса возникает характерное для обезьян « любопыт-
ство» — стремление всматриваться во всякий новый предмет,
хватать его и манипулировать с ним.
Всё сказанное помогает понять, почему у обезьян появи-
лись те зачатки мыслительной деятельности, которые
составляют высшую ступень психического развития в живот-
ном мире.
Если вы хотите дружить с вашими питомцами, то поймите их психолгию. Психология животных.
23 октября 202123 окт 2021
7 мин
Развитие психики является составной частью общей эволю-
ции животных. Животные приспособляются к изменениям
среды не только соответствующими изменениями в строении
тела, но и изменениями форм поведения.
Для успешного приспособления к среде важнейшее
значение имеет гибкость, изменчивость поведения живот-
ного, способность быстро изменять своё поведение в ответ
на изменение внешних условий. Изменчивость поведения стоит
в связи с уровнем психического развития: чем выше
последнее, тем более гибко и совершенно животное
приспособляется к изменениям среды.
Следует различать, с одной стороны, формы поведения
животных с преобладанием наследственных механизмов,
так называемые инстинкты, с другой — формы поведения,
вырабатывающиеся в индивидуальном опыте животного.
Физиологическую основу инстинкта составляют безуслов-
ные рефлексы. Инстинктивное поведение представляет собой
не что иное, как цепной рефлекс, т. е. ряд последовательных
реф