Слово тренд (направление, тенденция) в понимании, близком к современному, возникло еще в конце эпохи средних веков. Тогда возможность следовать определенным тенденциям и соответствовать новым веяниям моды отличала богатых людей от бедных. Но где же все-таки рождаются тренды, и кто их формирует? Давайте разбираться.
Те времена, когда художники были нищими, остались в прошлом. Борис Пастернак в своем стихотворении о славе рассуждал так: "Быть знаменитым некрасиво, не это поднимает ввысь…", но это осталось в прошлом. Сегодня современные художники – это люди обеспеченные и известные, для них напротив - "некрасиво быть безвестным". Сейчас все люди искусства стремятся любой ценой прославиться и завоевать внимание зрителей. Ключевые слова – любой ценой. Пикассо как-то признался: "Художник - это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник - это человек, который продает то, что пишет…" Означает ли это, что художники сами формируют тренды? Но неужели эти идеи витают в воздухе и всем им одновременно приходит в голову одно и тоже?
На самом деле, все устроено гораздо прозаичнее. В мире существуют специальные агентства, так называемые бюро трендов. Их основная задача — обдумать и предсказать, что будет актуально спустя какое-то время, год или два. Это касается не только изобразительного искусства, живописи, но и моды, дизайна интерьеров, и других визуальных сфер.
В каждом таком бюро работают исследователи трендов и аналитики, которые занимаются анализом проблем, важных для определенного субъекта, определенной группы людей или общества в целом, или, проще говоря, социальной повестки. А также учитывают экономические и культурные тенденции, вероятности кризисов, и то, как люди реагируют на новые процессы. Одна из таких компаний – Pantone, она анализирует и формулирует тренды на определенные палитры и цвета. Учитывая все эти факторы, аналитики создают специальные книги трендов. Такая книга содержит в себе все, что может вдохновить художника на создание шедевра: эскизы силуэтов, различные палитры и образцы тканей, фотографии, интерьеры, примеры текстур и текстовые описания ценностей покупательской аудитории, которые выйдут на первый план. Такой трендбук создается на год или два вперед.
Современные тенденции в живописи находят отражение в следующих направлениях: модернизм, абстракционизм, реализм и сюрреализм. Модернизм имеет отличие, выражающееся в ярких и смелых красках и образах. Направление является собирательным из различных направлений изобразительного искусства: футуризма, абстракционизма, сюрреализма и так далее. К слову, изобразительное искусство – это не только живопись на холсте. В более широком смысле под изобразительным искусством понимается любая искусная деятельность, которая включает в себя создание визуальных образов в самых разнообразных формах и любыми средствами, например, графическими, живописными, скульптурными, архитектоническими, фотографическими, цифровыми. Абстракционизм – это размышление художника, которое отображается непосредственно в его работах и содержит его субъективный взгляд на мир. Реализм считается наиболее простым и доступным для понимания стиль, в котором объективно отражается реальность средствами художественной выразительности. Сюрреализму присущи алогизмы и аллюзии, парадоксальное сочетание образов и форм, нереальность сюжетов, иррациональность, использование символов. Этот жанр дословно переводится как «над реальностью», то есть что-то, казалось бы, невозможное, но, тем не менее, имеет место быть.
Создавая свои произведения, художники могут опираться на следующие факторы: опыт предшественников, свои внутренние ощущения, современные тенденции в искусстве и интересы аудитории. Но каждый раз талантливый человек будет создавать что-то свое, уникальное, не похожее на предыдущее. В этом заключается магия искусства!