Найти тему
Татьяна Костырева

Союз педагогов и детей

Образование и творчество - уровень расцвета личности

В. А. Сухомлинский писал: "Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства". Именно это высказывание является моей путеводной звездой, начиная с 1988 года, когда я была принята в качестве педагога дополнительного образования в МОУ ДОД "ЦДО", находящемся в здании, где ныне располагаются социальные службы и "Детская школа искусств". Директором центра являлся В. В. Черепанов.

Помню нашу первую встречу. Виталий Викторович радушно встретил меня в кабинете, солнечно улыбнулся и сказал: " У нас самый замечательный коллектив и много чудесных объединений, но нам нужен детский театр и мы будем рады видеть Вас в своей команде!" И с тех пор я с воодушевлением занимаюсь творчеством, вовлекая разновозрастных детей в увлекательный процесс постижения театрального искусства, а самое главное - себя, как уникальной личности.

Виталий Викторович способствовал сплочению коллектива и создал условия для обучения, воспитания и самообразования обучающихся. Год за годом в "ЦДО" беспрерывно велась работа по улучшению качества преподавания и саморазвития педагогов, что позволило расширить спектр направлений и образовательных программ, предоставляемых детям.

В начале 2000-х годов вся образовательная деятельность Центра строилась в соответствии с содержанием образовательных областей: искусство, технология, естествознание, спорт. В художественно - эстетическом направлении преподавали Л. Н. Некрасова, Г. Зайнуллина и я; в декоративно - прикладном - С. Ю. Петухова, М. А. Дианова, Л. В. Куприянова, С. А. Федякова, Г. Г. Мангилёва, Л. А. Бессонова, Л. Г. Мехоношина, И. Ю. Кетова. Моделированием и техническим творчеством занимались педагоги: И. И. Стахеева, Н. В. Егорина, Ю. В. Парфенова, С. Г. Бочкарева, А. В. Суков, В. А. Шлевис. В области естествознания работали Т. А. Бурова и М. А. Разумкова. Вовлекали детей в спортивно - туристическую деятельность педагоги: Т. А. Щапова, А. А. Цевменко, С. А. Козлов, А. П. Распопин.

Уже в 2002 - 2003 учебном году трудилось 26 педагогов и ими реализовывалось 23 учебных программы, функционировало 74 группы, охватывающих 1126 учащихся.

Помню, как в 2003 году моё объединение " Театральная студия "Радость" принимало участие в мероприятиях: "День рождения ДАРа" и "Фестиваль игровых программ" в рамках движения детского молодёжного движения "ДАР" (Дети Артинского района), которое было направлено на создание условий для эффективной деятельности детских объединений, защиты прав и интересов детей. Его организатором являлась Н. П. Кичигина. Также студия, входящая в "ДАР", в разные годы участвовала в областных сборах Свердловской организации "Ассоциация учащейся молодёжи" под названием "Лидерские каникулы - мы вместе!"; становилась неоднократным участником лидерских сборов "Снежинка" в с. Нижнеиргинское Красноуфимского района. В период летних каникул я, как педагог, возила актив лидеров на областные сборы, которые проходили в виде занятий в мастер - классах: "Лаборатория самоуправления", " Журналистика", "Верёвочный курс", "Имею право", "Игровые технологии", " Светский бал", " Тинейджер - лидер". Сама вела программу "Актёрское мастерство".

Немного позднее в коллектив "ЦДТ" влились новые педагоги, представившие интересные программы по различным направлениям: И. В. Морозова, И. Ю. Кетова, Т. Ф. Петрова, С. А. Трифонова, М. В. Серебренникова, Л. Н. Щербакова, Н. В. Медведева, В. А. Черепанова, С. А. Петухова, С. В. Сыропятова, Т. А. Чебыкина, Е. Л. Колотова, С. В. Петухова, Ю. В. Парфенова, Б. Я. Ершов, В. Л. Хуппеев, Л. Н. Щербакова, М. В. Щапов, Е. И. Мендиярова, С. Г. Чебыкина, А. В. Туканов, Ю. В. Серебренников, С. Г. Максунова.

В период руководства В. В. Черепанова в "МОУ ДОД «АРЦДТ" были созданы методический совет, аттестационная комиссия, Совет Центра. Велась огромная работа в развитии национальной культуры. Работали объединения: "Фотостудия", "Юные друзья пожарных", "Дошкольник", "Республика Сам", "Фольклорный", "Английский язык", "Школа предпринимательства", " Домоводство", " Белая ладья", "Мы - уральцы!", " Горный туризм",

"Футбол", Художественная обработка металла", "Бисероплетение", "Природа и художник", "Выжигание и роспись по дереву", " Ракетомодельный", Судомодельный", "Дети и театр", "Игрушка своими руками", "Научно - техническое моделирование", " ТИМП"(творческое инициативное молодое поколение), "Волшебные пальчики"…

Решались задачи по обеспечению материально-технической базы, так, например, в 2005 году обустроили стадион на территории "ЦДТ" (бывший детский сад по ул. Новый Переулок 1 А), что способствовало развитию физкультурно-спортивной направленности, оборудован танцевальный класс, приобретено специальное оборудование: зеркала, станок, ковровое покрытие, ауди - и видео аппаратура. Были приобретены два компьютера, три принтера, сканер. Установлена современная система противопожарной безопасности и система оповещения. В 2005 году была пройдена процедура лицензирования.

А в 2011 году Центр детского творчества сумел улучшить свою материально-техническую базу благодаря открытию ГАОУ СО «Дворец молодежи» площадки по робототехнике в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа до 2015 года». Были осуществлены поставки современного оборудования: комплекты робототехники, компьютерный класс с соответствующей учебной мебелью, комплекты программного станочного парка для изготовления 2D и 3D объектов.

Распознать индивидуальность и задать вектор успешности

В 2012 году директором становится Н. Г. Мезенцева. В период её руководства здание "ЦДТ" попало под программу возвращения зданий дошкольных образовательных учреждений. Кабинеты директора, заместителя директора по УВР и методический располагались по разным помещениям, а образовательный процесс осуществлялся на базах пяти учреждений: АСОШ №1, АСОШ №6, Артинский лицей, МАОУ "Манчажская СОШ", Артя - Шигиринская ООШ.

В июле 2014 года исполняющим обязанности директора назначается Л. В. Куприянова. В этот период для "ЦДТ" выделяется новое здание - часть торгового центра "Рим". Людмила Владимировна выполняет работу по дизайну интерьера помещения, его благоустройству и приобретению необходимого оборудования. В октябре этого же года директором назначается А. А. Шутов.

10 декабря 2014 года состоялось торжественное открытие нового здания Центра детского творчества. Здесь имеются девять учебных кабинетов: технического моделирования (два кабинета), векторного моделирования, моделирования, технического творчества (два кабинета), прикладного искусства, туризма и краеведения, актовый зал, музей и три лаборантских.

В 2015 году создается муниципальное автономное образовательное учреждение Артинского городского округа «Центр дополнительного образования» путем изменения типа существующего муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей АГО «Артинский районный Центр детского творчества». Учреждение получает лицензию на право оказывать образовательные услуги.

В этот период в "ЦДО" реализуется 31 программа по следующим направлениям: социально - педагогическое (2), физкультурно - спортивное (2), туристко - краеведческое (4), художественное (13), техническое (10).

Помимо образовательного процесса "ЦДО" ежегодно организует и проводит обучающие семинары и мастер - классы для педагогического сообщества; представляет опыт в областных, территориальных, районных мероприятиях: конкурсах профессионального мастерства, педагогических чтениях, выставках… Педагогический коллектив "ЦДО" проводит на базе учреждения мероприятия художественно-эстетической, технической, краеведческой, туристической, экологической направленностей, в том числе в рамках реализации фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала». А с 2005 года на базе Центра проводятся областные соревнования по авиамодельному и ракетомодельному спорту.

В своем арсенале Центр имеет 15 лауреатов Президентских и Губернаторских премий, десятки почетных грамот и благодарностей за успешные выступления на соревнованиях в различных городах России по ракетомодельному спорту, робототехнике, туризму и краеведению, театральному и изобразительному искусству и др.

В настоящее время исполняющей обязанности директора является Т. А. Чебыкина. Функции методистов выполняют: Л. В. Куприянова, С. Г. Максунова, Е. М. Жукова. Заведующим хозяйством является С. А. Козлов, а специалистом по кадрам - Т. В. Чащихина. Осуществлением образовательных программ, реализующих потребность детей и подростков в познании и творчестве, занимаются педагоги: Н. А. Акимченкова ("Лыжные гонки", "Лыжная подготовка"), С. Г. Бочкарёва ("Бисероплетение", "Увлекательное рукоделие"), Н. В. Егорина ("Начальная робототехника", "LEGO Mindstorms NXT, EV3"), С. В. Жуков ("Лыжные гонки", "Лыжные гонки для начинающих"), Д. П. Игошев ("LEGO Mindstorms NXT, EV3"), Л. Д. Климова

(" Художественная студия "Перспектива", "Рисунок. Живопись, Композиция"), С. А. Колник ("Изобразительное искусство"), Т. Б. Костырева ("Формирование нравственной, творческой личности средствами театральной деятельности", "Академия креативности"), М. В. Коноплёва (" Танцевальная аэробика", "Детский фитнес"), Л. В. Куприянова ("Природа и художник",

"Мультфильм - от идеи до воплощения"), С. Г. Максунова ("Историческое краеведение",

"Школа юного краеведа"), О. М. Мелехова ("Школа танцев", "Ритмика"), Е. И. Миндиярова ("Занимательный английский", " Занимательная робототехника"), А. И. Онкин ("Авиаракетомоделирование"), А. П. Распопин (" Белая ладья"), С. В. Сыропятова

(" КомГрафика", "Компьютерный художник"), Т. А. Чебыкина (" Развивайка"), Т. В. Чащихина ("Говорим и читаем правильно"), А. Б. Чащихин (" Векторное моделирование",

"Пространственное моделирование"), М. В. Щапов (" Спортивный туризм"), М. А. Шутов ("Футбол", "Спортивный туризм").

Коллектив слаженный, стремящийся к постоянному повышению уровня профессионализма и продуктивно работающий, имеющий значительный педагогический потенциал, обусловленный с одной стороны большим опытом педагогов - стажистов, с другой - новым подходом к творчеству молодых специалистов. Все более популярными становятся авторские программы развития, новейшие методики занятий. И каждый из нас стремится следовать постулату: "У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка" (А. В. Сухомлинский). Не зря дополнительное образование сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию учащихся, поддерживает и развивает талантливых и одарённых детей.

От пионерского горна до векторного моделирования

Если заглянуть в историческую справку, то мы узнаем, что развитие системы дополнительного образования в России началось с конца XIX века с появлением кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей. С 1917 года дополнительное образование развивается на государственном уровне. С каждым годом растёт численность Домов пионеров, станций юных техников, натуралистов и туристов. Строятся пионерские лагеря и детские спортивные школы.

Я помню, с каким любопытством впервые пришла в Дом пионеров. Вот девочки - гимнастки танцуют с лентами на красных ковровых дорожках; а вот над ширмой забавные персонажи кукольного театра; а за дверью музыкального кабинета слышится баян… Старшие ребята увлекались фотографией и гоняли нас, малышей, боясь, что мы не вовремя войдём в их кабинет, где проявлялись снимки. А ещё не раз я ощущала запах канифоли, идущий от двери за которой занимались радиолюбители. Мне очень нравилось перелистывать увесистые подшивки детских журналов, читать рассказы и рассматривать картинки. А ещё мы в обязательном порядке посещали хор и танцевальный кружок, а потом выступали с подготовленными номерами на смотрах художественной самодеятельности. Всё это в совокупности помогало и помогает раскрыть и развивать творческий потенциал детей, так как ориентировано на удовлетворение их интеллектуальных потребностей и решения задач их творческого становления за пределами школьного учебного времени.

Если говорить об истоках "ЦДТ", то его деятельность начиналась в 1936 году в статусе пионерского клуба, располагающегося по ул. Ленина, 53. Заведовала клубом Зинаида Ивановна Печерских. Мы с заведующей музеем С. Г. Максуновой, читаем краеведческий материал " Летопись Артинского Дома пионеров 1953 -1973 гг.": "Массовиком клуба была Баушева Дуся. Танцевальный кружок вела Бусыгина Ольга. В клубе работала библиотека, ее собрали ребята. В клубе проводились вечера, сборы. Собирали все вместе лекарственные травы, сдавали их и на эти деньги приобретали необходимые пионерские атрибуты. Все вместе ходили в походы, играли в игры". Затем идёт выдержка из заметки М. И. Печерских, напечатанной в газете " Ленинский путь" (от 10. 01. 54 г): "Накануне нового года в поселке открыт районный Дом пионеров. Первыми кружками были: "Умелые руки", "Юный шахматист", " Юный авиамоделист". Следовательно, можно сделать выводы, что в 1953 году был открыт Дом пионеров, в статусе районного, который вел работу по организации пионерского движения в Артинском районе. Заведующей домом пионеров работала Печерских Мария Ивановна.

В 1954 году Дому пионеров передают здание, находящееся по ул. Ленина, 1 (ныне жилой дом) и в этом здании Дом пионеров осуществлял свою деятельность до 1996 года. Директором тогда работала М. И. Долбленникова. Функционировали кружки: «Шахматный», «Умелые руки», «Авиамоделизм», «Радиотехнический», «Танцевальный», «Драматический», «Туристический», «Гимнастический», «Хор», " Горнисты", "Юннаты", «Кукольный театр», «Фотографический», «Фехтовальный» (с 1959 г.), и другие.

В 1959 году директором Дома пионеров являлась Муза Ивановна Бибикова, пионервожатой работала Фаина Зотовна Тошина, а художественным руководителем - Светлана Ивановна Хухарева. В этот период активно проводились районные мероприятия: "Слёт пионеров",

"Слёт юннатов", "Слёт туристов". Популярными были лыжные соревнования на приз газеты "Пионерская правда".

Ежегодно лучшие кружковцы совершали экскурсионные поездки в города СССР: Москву, Ленинград, Киев, Ульяновск, Свердловск, Пермь, Красноуфимск…Для вожатых и актива пионеров школ района была организована методическая помощь. Ежегодно проводились более десяти семинаров и активов.

В 60-е годы прошлого столетия в Доме пионеров успешно функционировал фехтовальный кружок (руководитель - Тамара Матвеевна Проккоева). В 1961 году на областных соревнованиях по фехтованию её ученица Наталья Козленко стала чемпионкой СССР. Также осуществляли свою деятельность кружки: "Авиамоделизм", " Гимнастика", "Радиотехнический".

С 1961 по 1963 годы старшей вожатой Дома пионеров работала Надежда Петровна Теплых, а с 1964 года – Светлана Ивановна Хухарева. С 1969 по 1971 годы методистом являлась Власова Надежда Петровна. Начинают пользоваться популярностью мероприятия, посвящённые юбилейным датам: " 300 лет воссоединения Украины с Россией", "День Советской Армии и военно - морского флота"; читательские спартакиады по книгам советских писателей.

С 1971 по 1981 год директором Дома пионеров была Галина Михайловна Дмитриева. Работали кружки: «Авиамодельный» (А. В. Суков), «Гимнастический» и «Волейбольный» (Т. М. Проккоева ), «Радиотехнический» (А. В. Мелехов ), «Танцевальный» (З. В. Кошкина), «Фотографический» и «Туристический» (В. А. Сивкин), «По правилам уличного движения» (А. Гусев), «Рукодельный (М. Е.Служилых ), «ИЗО» (Г. М. Дмитриева ), «Хор» (Л. Н. Некрасова), "Чеканка" (Г. А. Белорукова), "Вокал" (Н. И. Скрипова), "Умелые руки" (Г. А. Бабушкина), "Краеведение ( Л. В. Красильникова). Методистами работали: С. И. Хухарева, В. В. Кузнецова, Т. С. Бердюгина.

Коллектив педагогических работников

Дома пионеров. Конец 70-х гг. XX века.

Слева направо (стоят): Мелехов А.В. (Радиотехнический кружок),

нет данных, Суков А.В. (Авиамодельный кружок), нет данных

Сидят: Некрасова Л.Н. (муз.работник),

Дмитриева Г. М. (директор Дома пионеров)

Кошкина Зоя Васильевна (танцевальный, хор)

В 1981 году директором Дома пионеров назначают Ольгу Александровну Кильянову Методистом работает Т. А. Бурова. Приходят новые педагоги: В. В Парамонов («Чеканка»), Л. Н. Уткина ( «Геологический»), В. А. Витальский ( «Фото» ), Г. М. Дмитриева («Драматический» ), Л. Н. Елькина («Туристический»), А. В. Мелехов («Радиотехнический»), Г. И. Скрипова («Правила уличного движения» ), Г. А. Белоруков («Художественно-оформительский»), Н. Г. Суворова («Журналистика»), Г. Г. Уткина («Гимнастический» ), И. Г. Мангилёв ("Мотодело"), Н. Л. Шорина ("Театр кукол"), А. В. Жданов ("Резьба по дереву"), А. В. Дианов ("Кинодело").

В 1984 году непродолжительное время директором являлась Н. Н. Мусихина. Затем пост заняла Валентина Прокопьевна Дмитриенко. На этот период работало 18 кружков.

В 1985 году директором Дома пионеров назначена Долгополова Надежда Александровна Долгополова. Методистом работала Т. А. Бурова. Руководителями кружков являлись: А. В. Антипина,А. В. Суков, А. В. Мелехов, В. А. Витальский, А. В. Семериков, Н. М. Халемина, Л. Н. Уткина, В. И. Некрасова, Н. М. Крылосова, Е. П. Сороколетовских, С. В. Овчинников, А. М. Рухмалев, Г. В. Зотова, На базе школ поселка вели кружковую деятельность следующие педагоги: Ю. Н. Кузьмин, С. Л. Барбарош, Н. П. Крашенинникова, М. Н. Рябухина, Л. И. Мехоношина.

В 1886 году на пост директора возвращается О. А. Кильянова. При ней работали кружки :«Умелые руки» (Л. М. Бебнева ), «Радиоконструкторский» (В. А. Шлевис), «Кукольный» (Т. С. Галкина), «Вышивание» (Т. М. Лобанова), «Авиамодельный» (А. В. Суков, А. И. Онкин ), «Спортивное ориентирование» (В. И. Смирнов), «Туристический» (А. И. Илеева), «Музееведение» (Н. М. Рябухина), «Литературное краеведение» (Н. П. Крашенинникова), «Драматический» (Т. М. Черепанова), «Кройки и шитья» (Л. М. Лобанова), «Фото» (В. В. Черепанов), «Радиотехнический» (А. В. Мелехов), «Хор» (Т. А. Власова), «Туристический» (Л. А. Мешечкина, В. Я.Русинов) и др.

После распада СССР и роспуска "Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина" произошла реорганизация, и Дома пионеров были преобразованы в учреждения дополнительного образования детей с новым названием "Центры" (или Дворцы) детского и юношеского периода. И именно в этот переломный период директором нового формата, если можно так сказать, становится В. В. Черепанов.

К новым открытиям

Виталию Викторовичу я благодарна за самые тёплые, психологически - комфортные условия, которые он создавал для нас, педагогов, за доверие, но в тоже время мудрое руководство и какую - то отеческую любовь, позволяющую творить и выходить на новый уровень мастерства. Помню, как он приезжал ко мне в Манчаж и с детским восторгом смотрел спектакли студии, бывал на домашних капустниках. Сколько пройдено с ним и пережито, впрочем, это присуще любому коллективу единомышленников, идущему к единой цели. Благодарю я и своих коллег, с которыми также иду уже 23 года вместе по сложному, но удивительному пути, где содружество педагога и ребёнка даёт потрясающие результаты созидания прекрасного.

Так, что же даёт дополнительное образование? В первую очередь - это раскрытие в детях творческих способностей, некого таланта, помощь в поиске своего "Я", где заинтересованность становится душевной потребностью, помогающей испытывать радость, собственную значимость, а значит гармонию и любовь к миру.

Здесь можно выделить общие задачи: развитие творческих способностей и формирование у детей потребности в самореализации посредством творчества; формирование и поддержка у детей чувства собственного достоинства и уважения к окружающим людям, традициям и ценностям…

Перечислю и функции дополнительного образования: образовательная, воспитательная, креативная, компенсационная, рекреационная, профориентированная, интеграционная, функция социализации и самореализации.

Из всего вышеперечисленного делаем вывод: дополнительное образование детей - это неотъемлемая часть любой образовательной системы, а педагоги - творцы, воспитывающие душу и ведущие личность к новым открытиям!

Татьяна Костырева

2021 г