На нашем канале регулярно освещаются вопросы отечественной и западной космонавтики, поэтому комментарии, демонстрирующие отношение господ НАСАфилов к деятельности Роскосмоса - это картина маслом. Страшная такая картина: всё разрушается, всё разворовано, ничего никуда не полетит с российских космодромов уже завтра - да и сегодня-то с трудом летает.
Между тем, только за пару-тройку последних лет Роскосмос показал целый ряд успешно реализованных проектов.
Все они совпали с периодом, когда на "княжение" в госкорпорацию пришёл Дмитрий Олегович Рогозин ("журналист", "болтун", "коррупционер" и ряд прочих эпитетов), но это, разумеется, просто совпадение: Рогозин как мог ежедневно и еженощно пытался развалить космонавтику до последнего болтика, но она, как птица Феникс, каждое утро восставала из пепла и даже почему-то крепла.
Давайте перечислим сделанное нашими космическими специалистами (в составе корпорации 31 подразделение и 170 тысяч сотрудников)
Для сравнения, в НАСА официально 18 тысяч, но это исключительно административно-финансовый аппарат, сюда надо добавить многочисленные государственные и частные ракетостроительные компании, например, только в SpaceX около 10 тысяч сотрудников, компании по обслуживанию двух космодромов, девяти космических центров, двух лабораторий и так далее. Общее количество, возможно, даже превышает число российских специалистов.
1. Успешно проводится перевод с керосина на нафтил. В 2022 году планируется старт «Союза-2» с нафтилом в топливных баках во всех ступенях (пока этим компонентом заправляют только третью ступень ракеты «Союз-2.1б», а остальные ступени — топливной парой кислород-керосин). Испытания модернизированных ракетных двигателей уже показали полную работоспособность и эффективность технологии. Преимущества этого топлива перед керосином:
- процесс производства нафтила не привязан к определенному нефтяному месторождению, что даёт возможность использовать разные источники сырья;
- групповой состав нафтила увеличивает гарантийный срок хранения компонента на один год.
- у нафтила более низкая температура кристаллизации, что упрощает эксплуатацию при низких температурах, в том числе при хранении и заправке в изделие.
- это топливо безопаснее в транспортировке: за счет более высокой температуры вспышки оно не относится к легковоспламеняющимся жидкостям.
- перевод «Союза-2» на нафтил позволит применять унифицированное топливо (одно на всех ступенях ракеты и на всех типах ракет-носителей), что значительно упростит организацию работ.
2. Уже год пилотируемые корабли Роскосмоса достигают МКС по короткой двухвитковой схеме. Например, недавно киноэкипаж "Союз МС-18"
3. Кстати, и сама съёмка кинофильма на орбите - тоже существенный успех Роскосмоса: всего за 4 месяца к полёту были подготовлены два полностью гражданских человека (режиссёр Шипенко и актриса Пересильд), которые не только успешно побывали в Космосе и вернулись на Землю, но и продуктивно работали в течение 12 дней. Космическим агентствам Запада пока ещё и не снилось проведение подобных проектов (хотя, сниться, может и да, но вот реализовать...).
4. Реально начала двигаться Лунная Программа. Например, на днях Роскосмос публично рассказал о тренировке космонавта Александра Мисуркина к внекорабельной деятельности на Луне.
Конечно, тут нужно остановиться чуть подробнее. Программа большая, сложная и дорогая. Пока есть много нерешённых проблем по ракете-носителю "Ангара" и космическому кораблю "Орёл" (экс-Федерация). Скептики уповают на то, что эти проблемы вообще не дадут нашим космонавтам возможности высадиться на Луне. На самом деле, насколько можно судить из приватных разговоров со специалистами космической отрасли, Роскосмос идёт к реализации цели двумя параллельными путями:
- Создание космической транспортной системы Ангара-Орёл
- Доводка системы РН "Союз-2.1б"и КК "Союз" (если вспомнить советскую историю, корабль как раз и готовился к лунным полётам).
В пользу второго варианта автору видится тот аргумент, что в настоящее время Мисуркин тренируется к Луне,судя по всему, один, и это как будто связано с лунным одноместным вариантом "Союза". В то время как в корабле "Орёл" запланированы 3-4 места, а значит, к тренировкам должны быть привлечены значительно больше космонавтов (учитывая и дублёров).
Есть также совсем, на мой взгляд, сложные и экзотические проекты типа реанимации РН "Энергия" или старта к Луне непосредственно с околоземной орбиты, но это будет означать начало работ практически с нуля.
5. Уже три года длится период безаварийных пилотируемых полётов (последняя авария была на "Союзе МС-10" 11 октября 2018 года). И это самое главное. Практическая безопасность для людей, чётко отработанная технология - это огромное преимущество космических кораблей России перед распиаренными, но пока ещё достоверно небезопасными аппаратами SpaceX и Boeing. Неспроста в декабре японский миллиардер Маэзава и его помощник Хирано отправятся на МКС не на западных кораблях, а на старом добром "Союзе МС-2019" (управлять которым доверено опять же А.Мисуркину).
Поэтому, коллеги и друзья, мы можем уверенно говорить о том, что "слухи о скорой смерти Роскосмоса" сильно преувеличены. Как бы ещё не пришлось дяде Диме Рогозину лететь на похороны НАСА.
Алексей Королёв, историк космонавтики