С идеей чучхе - в бой!
История участия иностранных летчиков в военных конфликтах второй половины ХХ века была бы неполной, если не рассказывать то, что известно о действиях северокорейских пилотов в войнах во Вьетнаме и Египте. Что-то не афишировалось по соображениям секретности, а где-то, откровенно говоря, нечем было гордиться.
У Северной Кореи и Северного Вьетнама в 50-х годах ХХ века было общим не только географическое прилагательное, но еще и схожая судьба - единный народ разделили на две части один и тот же противник - США. Это поспособствовало тому, что с 1950 года Корейская Народно-Демократическая Республика и Демократическая Республика Вьетнам установили дипломатические отношения, наладили культурный обмен, а потом и торговлю.
Друзья по несчастью.
Неудивительно, что, когда в 1965 году Америка развязала войну в Индокитае, в этих странах подняли вопрос и о военном сотрудничестве. По одним данным, решение о поддержке ДРВ в оборонной сфере руководство КНДР приняло тогда же, по другим - в октябре 1966 года. произошло это после официального письма Центрального комитета Вьетнама, обращенного к руководителю Северной Кореи Ким Ир Сену, с просьбой о помощи в борьбе с американскими агрессорами. Обращение было отправлено 21 сентября 1966 года и подписано лично главой военного ведомства ДРВ генералом Во Нгуен Зиапом.
С 24 по 30 сентября того же года КНДР посетила вьетнамская военная делегация во главе с начальником Генштаба армии ДРВ. Тогда и были определены объемы военной помощи. Северная Корея отправила Северному Вьетнаму партии стрелкового оружия и зенитной артиллерии с боеприпасами, медикаменты, амуницию, два миллиона комплектов униформы, оказала экономическую помощь на сумму 60 миллионов рублей.
На войну отправились не только специалисты КНДР по наземной ПВО, но и подразделения зенитчиков. Северо-корейцы выделили вьетнамцам около сотни своих специалистов по прокладке подземных туннелей - корейцы активно пользовались такими туннелями во время войны с США. А еще пропагандисты товарища Кима приняли участие в работе вьетнамского специального отряда психологической войны. Они помогали готовить печатную продукцию и радиопередачи для воздействия на противника, и их работа была признана довольно успешной.
Напутствие товарища Кима
ВВС ДРВ уступали агрессору и в количестве самолетов, и тем более в числе пилотов с опытом боевых действий. К тому же в ходе операции ВВС США "Боло, проведенной в январе 1967 года и направленной на обезвреживание самых опасных самолетов врага - МиГ-21, американцы сбили (по их данным) сразу 9 таких истребителей. Вьетнамцы признали потерю 5 таких машин и одного пилота и полностью прекратили полеты этих самолетов. Вся тяжесть воздушной войны на несколько месяцев легла на устаревшие МиГ-17, действовавшие по тактике "ударь и беги".
В этот сложный момент на помощь вьетнамцам и прибыли северокорейские летчики с наземными техническими специалистами. Направляя пилотов на войну, Ким Ир Сен так напутствовал им: "Сражайтесь во вьетнамском небе так, как если бы это было небо вашей родной страны!".
Самолетами добровольцев обеспечили вьетнамцы, выделив две эскадрильи по 10 Миг-17 в каждой и одну экадрилью из 10 Миг-21. С учетом языкового барьера решили действовать так - свести все самолеты с вьетнамцами в так называемую группу Z, которую ввели в состав 923-го авиаполка ВВС ДРВ. Вьетнамцы сообщали северокорейцам цели для атак, а уж те действовали по своему усмотрению. Базировалась группа на аэродроме Кеп, обслуживал ее самолеты техперсонал из КНДР.
Пилоты КНДР имели более высокое летное мастерство по сравнению с летчиками ДРВ, но все же они сильно уступали американцам и несли потери...
В июне 1967 года в воздушных боях с американскими истребителями F-105 и F-8 были сбиты три Миг-17, а их северокорейские пилоты погибли. В октябре того же года с помощью постановки радиопомех и глушения сигналов врагу удалось уничтожить еще один МиГ-17.
30 сентября 1968 года северокорейский пилот Ли Дан Ан сумел отбить напедение американского истребителя -бомбардировщика F-150D на одну из авиабаз ВВС ДРВ. Но наземные средства ПВО, не опознав "своего", открыли по нему огонь и сбили. Погибший Ли Дан Ан - это пока единственный известный северокорейский летчик вьетнамской войны.
Но были у посланцев товарища Кима и победы. Так, 5 января 1969 года пилот из КНДР на МиГ-17 сбил F-105F, бомбивший железнодорожный мост неподалеку от авиабазы Кеп. А спустя две недели самолеты Группы Z сумели уничтожить два F-4D "Фантом", участвовавших в налете на вьетнамскую теплоэлектростанцию.
Всего же с 1967-го по 1969 год через Вьетнам прошли 87 пилотов ВВС КНДР. Сколько они сбили вражеских самолетов - точно неизвестно. Американцы признают только 2, а вьетнамцы говорят о четырех.
В стране пирамид
С июля 1973 года средства радиоперехвата Цахала стали записывать радиопереговоры летчиков египетских самолетов на языке, непохожем на арабский. Говорили явно представители азиатских народов. Разведчики дали прослушать записи израильской бизнес-леди, которая вела дела с Японией,, Китае, Южной Кореей, и та безошибочно угадала, что разговаривают корейцы. Впоследствии эту информацию уточнили и по другим каналам. 15 августа 1973 года СМИ Израиля сообщили, что в Египет прибыли летчики из КНДР.
В июне 1973 года в Египет прибыли 20 летчиков вместе с МиГ-21, 8 авиадиспетчеров, 5 переводчиков, 3 офицера обеспечения, политический советник, врач и повар. Корейские летчики были опытными, некоторые имели налет по 2000 часов.
По словам Саада эль-Шазли, они имели два столкновввения с израильтянами и три во время Войны Судного дня.