Найти тему
Орская хроника

Как говорю, так и пишу

Оглавление
Фото предоставлено Центром развития и нейропсихологии «Ключ к успеху»
Фото предоставлено Центром развития и нейропсихологии «Ключ к успеху»

К сожалению, у детей нередко встречаются нарушения речи. Когда детсадовец не выговаривает буквы и слова или его речь в принципе слабо развита, взрослые могут уповать на то, что есть время, чтобы все наладилось. Однако дни летят быстро. И когда ребенку нужно идти в первый класс, а с речью проблемы – это тревожный звоночек. Сегодня расскажем, как помочь таким детям и почему важно сделать это как можно скорее.

Нарушена речь – страдают письмо и чтение

В школьной программе многое взаимосвязано. Специалисты уверяют, что нарушения устной речи приводят к проблемам с чтением и письмом.

– Родители первоклассника верят, что он будет учиться успешно. Если надежды не оправдываются, то причину начинают искать в самой школе. При этом проблема может быть связана с нарушениями устной речи, – говорит логопед Ирина Оськина. – Они могут проявляться в бедности словарного запаса, неточном понимании значения слов, неумении грамматически правильно соединять слова, в дефектах произношения (отсутствии или замене звуков), в нарушении фонематической стороны речи (неумении различать звуки на слух, выделять их из слова).

В детских садах, где к устной речи начинают предъявлять высокие требования, у ребенка с проблемами возникают трудности в обучении, овладении письмом и чтением. К примеру, нарушение фонематической стороны речи приводит к тому, что малыш долго читает по слогам, заменяет или путает буквы, искажает окончания, пропускает или переставляет буквы или слоги, когда пишет.

Бедность словарного запаса и неточность понимания значений слов не позволят ребенку овладеть многими грамматическими правилами. Например, дети могут не улавливать различий между словами «лес» и «лиса», «горит» и «гора» и допускать ошибки в написании из-за неправильного подбора проверочных слов. Неумение выразить мысли, непонимание причинно-следственных связей приводят к тому, что в будущем дети не смогут грамотно писать изложения и сочинения.

Нарушения устной речи ведут еще и к снижению учебной мотивации. Ребенку приходится переживать неприятные эмоции из-за неудач на уроках.

В активном ритме слов

Что делать, если у ребенка проблемы с речью? Справиться поможет логопедия. Какими бы ни были нарушения, ими обязательно нужно заниматься, считают специалисты.

Одна из форм коррекции речевых нарушений – логоритмика.

– Она состоит из упражнений, при выполнении которых музыка, голос ребенка и его движения объединяются, – рассказывает педагог Кристина Ещенко, специалист по логоритмике и арт-терапии. – Логоритмика включает ритмические разминки, упражнения на расслабление, дыхательно-голосовые зарядки, пение. Дети также выполняют упражнения на развитие внимания и артикуляции, регулирующие мышечный тонус, формирующие чувство музыкального темпа. Все это способствует развитию речи.

Как показывает практика, ребенок воспринимает происходящее как игру и с удовольствием ходит на занятия. Правильно составленная программа обучения может помочь детям с заиканием, афазией (локальным отсутствием или расстройством уже сформировавшейся речи с нарушением восприятия речи при сохранении слуха), дизартрией (нарушением произношения, обусловленным недостаточностью иннервации речевого аппарата) и другими нарушениями речи.

Научно доказано, что движение и речь взаимосвязаны, а именно моторный и речевой ритмы. Ритмичные движения легче запомнить. А их ритм связан с темпом произношения слов. Если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он в принципе сможет размеренно и спокойно говорить.

Логоритмика нужна для профилактики и коррекции нарушений речи, выработки темпа речи и ритма дыхания, развития общей моторики, слуха, речевой памяти, укрепления костно-мышечного аппарата, формирования чувства равновесия.

Как работает логоритмика? Например, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над артикуляцией способствует правильному произношению звуков, развивает подвижность языка, челюстей, губ. Музыкальные упражнения помогают работать над темпом речи, что важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. 
Упражнения на фонематическое восприятие помогают учиться различать слоги и слова, близкие по звуковому составу, похожие по звучанию звуки.

Полный текст: https://hron.ru/news/read/67530