Здравствуйте,читатели, и сейчас вы находитесь на канале "Doctor History". В сегодняшней статье мы продолжим изыскания в истории народа и царства Кордофанов с точки зрения исследования очень небольшого количества информации.
Армия и флот.
Многими поколениями кордофаны перемещались со своей родины в далекие и враждебные, но плодородные и пригодные для существования земли в Судане, Танзании и Конго. Их войска, собираемые из отдельных племен, часто дрались за добычу и неоднократно разваливали всю свою дисциплину. Например, по сведениям древнеегипетской летописи в 600 гг. до н.э. между кордофанскими и дарфурскими (родственный суданцам народ) племенами проходила очередная бессмысленная война. Суданцы обладали невероятно небоеспособной армией даже по меркам слаборазвитых африканских народов.
Кордофаны, разорив окраины границы, после первой победы полностью потеряли всю боспособность, занявшись тотальным грабежом всего и вся и ударившись в пьянство. Не удивительно, что дарфурский вождь Бальонго уже через нескольких лет полностью оккупировал Кордофан, хотя имел войска на много порядков малочисленней. Затем кордофаны надолго исчезли из летописей, после чего от египетских торговцев о них, спустя 200 лет, в 400 г. до н. э. узнали на Средиземноморье как о рабовладельческом государстве с теологической властью жрецов и возглавляющего их главного вождя. Годами они расширялись на юг и запад, достигнув берегов Убанги в Конго и плато Дарфур соответственно. Около 200 г. н. э., под давлением военных вождей и "медэ", богатых землевладельцев, происходивших из северных конголезцев, племенам Конго предоставили независимость, но вскоре между медэ разразилась кровопролитная гражданская война, где одержал победу медэ Уазеба, в 312 году давший независимость Конго с учетом уплаты таможенных денег. Кордофанская же империя просуществовала до конца 16 века.
Вооружение кордофанов неоднократно подчеркивало их воинственность и дикую изощренность в способах убийства.
Самым известным оружием, пожалуй, будет кордофано-суданский формат копья-ассегая с крючьями. Длиной всего в 85 см, очень узкий, ассегай использовался как в ближнем, так и в дальнем бою. Большинство племен Африки, в отличие от кордофанов, очень редко применяли ассегаи в конном строю. Кордофаны же делали это во всех войнах.
Огромная сабля - даббано с так изогнутым бронзовым клинком, что наносились глубокие раны со скорыми кровотечением и смертью.
Войска кордофанов и их суданских родственников с 1-2 веков н. э. применяли новую тактику, заимствованную у, частично, Римской империи через Египет. Они собирали 4 тысячи солдат, назначали огромное число чиновников и интендантов, а потом оправлялись на войну. Командирами были либо мэдэ либо вожди. Интересно то, что после победной битвы руководители обязаны были найти всех не успевших сбежать вражеских чиновников и казнить их. Именно по числу казненных вычисляли лучшего вождя.
Флот Кордофанов появился с 4 века, когда в их империю вливались народы с реками и морским берегом. Для его обеспечения существовали тонны строительного дерева, 2000 лодок, более 100 барж, хранившихся по берегам Убанги, окруженных порой мегалитическими статуями гепардов и многометровыми башнями. Остатки некоторых из башен и статуй остались и по сей день в Южном Судане, а также в эфиопском городе Амхаре.
Само руководство флотом никогда не позволяло подданых получать большие должности. При изучении многих моментов появления флота происходили ошибки, учитывая привычку европейцев коверкать и приукрашивать очевидные факты. Дело в том, что в долине реки Конго в начале нашей эры существовали народы Балуба, Бакуба, Баньянамунге и Тутси, которые совершенно не были родственниками Кордофанов, но имели одинаковый с ними язык и обычаи. Когда эти народы подпали под зависимость европейцев, то поначалу достижения в водных средствах перемещения и водные технологии этих этносов считались заслугой Кордофанских царей, когда-то якобы колонизировавших их. Позже стало ясно то, что всё созданное тутси и прочими, также и флотилии этих народов появились сами по себе именно у них, также как и привычка украшать минеральными красками борта корабля.
Культура и образование.
Среди 70-75 тысяч Кордофанов было всего несколько сотен образованных, в основном медэ и астрономы, и на земле одной из их областей древнего проживания, в Дарфуре, с 8 века построили несколько мечетей и медресе, однако образованности это не прибавило, потому-что негритянское языческое жречество воспрещало в них ходить.
У кордофанов имелись разные культы, поддерживаемые богатым слоем общества и воинами, которые вынуждали простой люд отказываться от движущегося из Сомали и Египта ислама и верить анамизм - простейшую религию на основе поклонения душам предков. Как таковой культуры у кордофанов не было, но известно, что с 4-5 веков н. э. начались постройки огромных зуджа - анимистических храмов, сложенных из гранитных глыб и покрытых чехлами из кож животных. Это самое известное о них.
В быту кордофана было много повседневной рутины. Осевши на определенных землях, крестьяне всецело верили в избранность своих вождей и медэ. Крестьянство выращивало сорго - разновидность проса, а также некоторые виды бананов, сладкий картофель, злаковые. Надо заметить, что мотыжное земледелие этого региона со временем ( 8 век н. э. ) приводит к созданию развитых общин, в которых, как выходит, крестьянство чувствовало себя лучше, активно занималось ремеслами, в частности встречались ткачи, кузнецы, знахари (создание лекарств считалось ремеслом) и кожевенники. Однако скотоводство все равно приволировало. Благодаря быстрому заселению неосвоенных земель и приспособленности к проживанию в неблагоприятной местности волов и овец скотоводство распространялось быстрее, чем земледелие. У скотоводов имелись даже целые общинные советы, которые решали, чаще всего, земельные вопросы. Общинных советов практически не осталось к 14 веку, так как правительство боролось с их самостоятельностью.
Ну а на этом всё. Я кратко изложил вам всю известную мне информацию. Если кому-то понравится статья, то конечно комментируйте её!