Советское школьное образование давало прочные знания ещё и потому, что не предполагало разнообразия мнений. Весь дальнейший текст будет подвергнут беспощадному разгрому теми, кто хорошо учился в школе в 70-80 гг., когда в учебнике «вольные казаки» происходили из тех отчаянных крестьян, которые бежали от помещиков и, естественно, были прежде всего непримиримыми борцами против эксплуататоров. Н.В. Гоголь талантливо прибавил казакам облик горячих патриотов и защитников православия.
Огорчая былых отличников, отметим, что происхождение казаков до конца неясно. Ряд историков (В.Е. Шамбаров, Л.Н. Гумилёв) считает, что казаки – это сложное переплетение касогов (касахи, касаки – древний неславянский народ, живший на нижней Кубани в Х – ХІ вв.) и бродников (тюркско-славянская общность, жившая скотоводством и земледелием в это же время в низовьях Дона). Вместе с тем археологи находят типичные славянские поселения с на Дону в VIII в., то есть происхождение казачества очень непросто.
А затем сюда, на земли, никакой властью не контролируемые, потянулись горячие головы, которым тяжко и скучно было создавать домашнее благополучие и достаток малопродуктивной работой в поле. Л.Н. Гумилёв назовёт их пассионариями, Р.Г. Скрынников - наиболее активной и подвижной частью этноса, но итог один: появилось некое общество людей, в которых сочетались черты защитников свободы и профессиональных наёмников и бандитов, которым было всё равно, кого грабить: турок или жителей Переславля и Углича (в отряде пана Лисовского, разорявшего северо-западную Русь, третьей частью были казаки).
Казаков, принявших участие в Смуте начала ХVІІ в., было гораздо меньше, чем подданных царя или Литвы, но их огромный военный потенциал и способность втягивать в сферу своих действий и интересов новых отчаянных пассионариев делали их третьей силой наряду с Литвой и Москвой, той силой, которая могла предложить в это переломное время свой путь развития событий.
Нужно признать, что казачество в это время выступает союзником практически всех противоборствующих сторон – лишь бы платили и не обременяли требованиями.
Сами казаки подчинялись лишь решениям казацких кругов, которые стали, по существу, своеобразными мини-правительствами. Здесь опять скажем, что эту сторону деятельности казаков учебники не затрагивали, потому что светлый образ борцов с феодальной эксплуатацией рассеивался: мало того, что казаки грабили население, они создали очень упорядоченную форму грабежа – приставства: на той территории, которую контролировали казаки, они организовывали коллективное управление и кормление, заставляя местных жителей выполнять денежные, продуктовые и другие повинности в пользу казачьего круга. Да, казачий круг – весьма демократичная форма организации общества, но демократии и воли казаки хотели только для себя, поэтому очень скоро мужики, чтобы защититься, принялись помогать правительственным войскам.
Русское государство спасло только то, что множество казацких отрядов действовали самостоятельно, поэтому правительство Романовых сумело справиться с «казаками-разбойниками», но если бы появился у казаков организатор уровня Степана Разина, то ситуация могла бы закончиться короной на голове казацкого царя и новой страшной смутой.