В 20—30-е годы в СССР активно развивалось авиастроение. История знает много талантливых советских авиаконструкторов, но среди них есть один — малоизвестный широкой публике — Роберто Бартини. Он был гражданином нашей страны, но… с итальянскими корнями.
Сын барона из Австро-Венгрии, он «влюбился» в самолёты ещё в детстве, когда побывал на воздушном представлении русского летчика Славороссова. Поощряя увлечение сына, родители подарили ему настоящий аэроплан.
Юный Роберто научился на нем летать и изучил всю техническую подноготную аппарата. Вообще Бартини отлично разбирался в физике и математике, владел несколькими языками, интересовался искусством и литературой, прекрасно рисовал, причем обеими руками.
В 19 лет Бартини окончил кадетскую школу и был призван в армию, воевать против Антанты. В ходе Брусиловского прорыва попал в плен к русским. Так он впервые оказался в России. И здесь произошёл полный перелом в его восприятии жизни. За 4 года в лагере Красная речка близ Хабаровска Роберто выучил русский язык и проникся идеями большевизма.
Вернувшись после освобождения в Италию, он вступил в ряды коммунистической партии. Окончив высшее учебное заведение в Милане, стал авиационным инженером. В это же время, получив в наследство от отца дом в Риме и 10 млн. долларов, он отдает все свое богатство в помощь борцам революции. После прихода Муссолини к власти, Роберто отправляется в СССР для помощи советским авиастроителям.
Поначалу дела у барона шли хорошо, с 1925 года он работал старшим инженером ВВС Черного моря, занимался испытаниями гидросамолетов, участвовал в подготовке длительного морского перелета сухопутного самолета «Страна Советов».
По протекции Тухачевского получил должность главного конструктора в Исследовательском институте Гражданской авиации. Там он занимался разработкой дальнего арктического разведчика ДАР, способного совершать посадку на лед, снег и воду.
Работал над проектами истребителей «Сталь-6» (мировой рекордсмен по скорости 420 км/ч) и «Сталь-8», и над пассажирским самолетом «Сталь-7» (рекорд по скорости 405 км/ч при дальности полета 5000 км).
На базе проекта «Сталь-7» проектировали дальний бомбардировщик ДБ-240. Позднее он был переквалифицирован в ЕР-2 (в серийном производстве с 1940 г.), так как работу над ним завершал конструктор Ермолаев.
Бартини в это время был арестован по обвинениям в сговоре с врагом — Тухачевским и в шпионаже на благо фашистской Италии. По приговору ему дали 10 лет лагерей и 5 лет «поражения в правах».
Во время заключения работал в тюремных КБ, так называемых «шарашках». В отличие от других конструкторов, он единственный отсидел весь срок (остальные вышли досрочно). Участвовал в работе над ТУ-2, затем проектировал транспортный самолет Т-117, реактивный истребитель Р-114.
На свободу вышел в 1946 году, а реабилитирован был только через десять лет. В последние годы жизни работал над безаэродромным самолетом ВВА-14 в Таганроге. Такой аппарат мог взлетать вертикально с любой поверхности, было создано несколько экспериментальных моделей. Позднее один из этих самолетов модифицировали в экраноплан.
Бартини спроектировал более 60 самолетов, но только четыре из них были собраны в качестве опытных образцов, и лишь один пошел в серию. Человек с широкой душой, он мог спокойно отдать чертежи практически готового самолёта другому конструктору. Для этого итальянца с русской душой главным была не конкуренция, а авиация.
Роберто Бартини — человек во многом опередивший свое время, он оказал огромное влияние на советское авиастроение, был учителем для многих авиаконструкторов, писал работы по теоретической физике и являлся неиссякаемым источником самых смелых идей.
Однажды он написал: «Каждые 10—15 лет клетки человеческого организма полностью обновляются, и поскольку я прожил в России более 40 лет, во мне не осталось ни одной итальянской молекулы». Таким он и был – истинным патриотом советской страны, не слишком везучим, но искренне преданным новой Родине.
Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.