Найти тему
Николай Цискаридзе

Я не люблю глупости на сцене, когда по ней ползают и нюхают ее

– Николай Максимович, а что вы думаете о развитии балета? Я знаю, что вы не очень любите современный балет…

– Нет, я его люблю, я просто не люблю глупость на сцене. Когда я вижу талант, когда я вижу удачный спектакль, вижу, что это хорошо, – я это всегда поддержу. Но я не люблю глупости на сцене, когда по ней ползают и нюхают ее.

-2

Тут один из моих учеников танцевал в одном из спектаклей в Мариинском театре известного хореографа и меня пригласил, сказал, придите, посмотрите на меня. Я пришел. Но я так опаздывал, потому что у меня была репетиция в школе, я так несся. В общем, я добежал в ложу в момент, когда потушили занавес. Начался этот балет.

-3

Это был современный балет. Я сижу и сам угадываю, так интересно – это Макгрегор? Нет, по-моему, это Форсайт. Нет, по-моему, это все-таки... В общем, я долго сидел, мне было интересно. Я мог взять программку, но я хотел понять по почерку. Конечно, я угадал.

-4

Но я хочу сказать такую вещь – для меня очень печальную. Я ведь в своей голове ношу очень много текстов, я уже рассказывал, что очень легко все запоминаю и всегда вижу, когда в том или ином балете, цитата взята отсюда, цитата оттуда, почему я не мог долго угадать.

-5

Я, например, обожаю некоторые спектакли Форсайта, потому что это был прорыв. Он в этом был первый. Я считаю, что в балете ХХ века только три человека совершили гигантские изменения. Первый – это был Нижинский, который создал модерн как таковой. Второй был Баланчин, который сделал неоклассику как жанр. И третий – это был Форсайт, который эту неоклассику и модерн соединил в таком виде, в котором теперь весь мир им подражает.

-6

Вот это три направления, по которому идет весь мир, на самом деле – подражание этим трем балетмейстерам. Они чуть-чуть повернули вектор. Пока после Форсайта, с моей точки зрения, не появился человек, который бы этот вектор еще куда-то направил. Пока это все идет по его пути.

-7

Единственное, что я говорю в данной ситуации, что я руковожу главным учреждением, где основа – это классический балет. Это Мекка классического балета, и пока я тут я не позволю классическому искусству, классическому танцу хоть на йоту потерять свою актуальность, потому что все новое легко вести и потерять основное.

-8

Но я, например, пересмотрел у нас программу современного танца, современную пластику и мы все преподаем детям. Потому что раньше преподавали только взрослым. У меня они начинают это учить в 4-м классе, как на Западе. 4–5-й класс – у них современный танец уже идет обязательно, потому что иначе потом уже не научить ничему. Я очень много что ввел в этом направлении, но просто я очень бережно отношусь к классическому танцу.