Найти тему
Автокультура CARAKOOM

В Узбекистане продают редкий гоночный автомобиль «Эстония-21» с двигателем от ВАЗ-2106 и коробкой от «Запорожца»

Иногда я люблю полазить по сайтам объявлений, но не в России, а в Узбекистане. Там иногда попадаются очень любопытные экземпляры.

Вы просто офигеете от моей сегодняшней находки, ведь это не какой-то Daewoo Nexia и даже не «Волга», кустарно переделанная в пикап.

Это настоящий гоночный автомобиль времен Советского Союза, который участвовал в гонках всесоюзной Формулы-1.

То, что вы видите на фотографиях, называется «Эстония-21». Сейчас я расскажу про него немного подробнее.

Сейчас этот гоночный болид продаётся в Узбекистане
Сейчас этот гоночный болид продаётся в Узбекистане

«Эстония» — это серия гоночных автомобилей различных классов, выпускавшихся на Таллинском опытном авторемонтном заводе (ТАРК по-эстонски) в Эстонской ССР с 1958 по начало 1990-х годов.

Тираж был небольшим по меркам обычных автомобилей, но всё же довольно внушительным, если учесть, что речь идёт о гоночных автомобилях — до 50 штук в год.

«Эстония-1» появился в 1958 году и оснащался двигателем от серпуховского мотоцикла, а последним стала «Эстония-26-9», построенная в 2000 году и оснащённая двигателем от Volkswagen Golf.

-2

«Эстония-21» появился в 1980 году. Спроектированный индженером Раулем Сарапом этот гоночный автомобиль стал настоящим прорывом.

Считается, что именно «Эстония-21» стала первым в социалистических странах гоночным автомобилем, использовавшим так называемый «эффект земли».

В боковых понтонах позади радиаторов размещались профили в форме перевернутого крыла, при протекании воздуха под которыми создавалось разрежение, прижимавшее автомобиль к дороге.

За основу при проектировании был взят гоночный автомобиль Lotus 81, чертежами которого инженер, по всей видимости, располагал.

Это уже Lotus 81, с оглядкой на который строилась «Эстония-21».
Это уже Lotus 81, с оглядкой на который строилась «Эстония-21».

Основу конструкции составляла пространственная рама из труб диаметром 32 мм c дополнительной рамой из труб диаметром 22 мм сзади, на которой укреплены двигатель и трансмиссия.

Панели кузова выклеили вручную из стеклопластика, поэтому весили они достаточно много по спортивным меркам.

«Эстонию-21» строили для участия в гонках формулы «Восток», поэтому оснащались 1,3-литровым мотором ВАЗ-21011 с минимальными изменениями.

Коробка передач и главная передача были оригинальными, но использовали детали от ЗАЗ-968 «Запорожец».

Обратите внимание на наклейки спонсора Uzbekistan Airways и ссылку на Instagram-аккаунт Ташкентской Автомобильной Федерации
Обратите внимание на наклейки спонсора Uzbekistan Airways и ссылку на Instagram-аккаунт Ташкентской Автомобильной Федерации

На «Эстонии-21» выступал сам Сарап, завоевав бронзовую медаль чемпионата СССР в 1982 году.

В 1985 году один автомобиль оснастили мотором от ВАЗ-2106, который участвовал в гонках «Формула-3».

В 1983 году на смену «Эстонии-21» пришла усовершенствованная модель «21М», а в 1988 году появилась «21.10», дополнительно облегчённая на 11 килограммов.

«Эстония-21.10», которая была наиболее совершенным вариантом в модельном ряду.
«Эстония-21.10», которая была наиболее совершенным вариантом в модельном ряду.

Всего было построено 295 автомобилей всех модификаций. Экземпляр, выставленный на продажу в Ташкенте — один из этих трёх сотен.

Вообще, оригинальная «Эстония-21» существовала в единственном экземпляре, а серийно выпускались лишь «Эстония-21М» и «Эстония-21.10».

Выставленный на продажу в Ташкенте автомобиль, оснащён 1,6-литровым мотором (видимо, от ВАЗ-2106) и скорее всего является «Эстонией 21М».

Информации о том, как этот автомобиль попал в Узбекистан нет, но на его кузове есть наклейки ТАФа, т.е. Ташкентская Автомобильная Федерация, а одним из спонсоров выступали авиалинии Узбекистана.

Мне не удалось найти фотографии этого экземпляра во время каких-нибудь гонок, поэтому не могу сказать насколько успешно выступал автомобиль.

Сейчас за него просят 12999 у.е., или чуть больше 900 тысяч рублей.

-6
Авто
5,66 млн интересуются