Иногда я люблю полазить по сайтам объявлений, но не в России, а в Узбекистане. Там иногда попадаются очень любопытные экземпляры.
Вы просто офигеете от моей сегодняшней находки, ведь это не какой-то Daewoo Nexia и даже не «Волга», кустарно переделанная в пикап.
Это настоящий гоночный автомобиль времен Советского Союза, который участвовал в гонках всесоюзной Формулы-1.
То, что вы видите на фотографиях, называется «Эстония-21». Сейчас я расскажу про него немного подробнее.
«Эстония» — это серия гоночных автомобилей различных классов, выпускавшихся на Таллинском опытном авторемонтном заводе (ТАРК по-эстонски) в Эстонской ССР с 1958 по начало 1990-х годов.
Тираж был небольшим по меркам обычных автомобилей, но всё же довольно внушительным, если учесть, что речь идёт о гоночных автомобилях — до 50 штук в год.
«Эстония-1» появился в 1958 году и оснащался двигателем от серпуховского мотоцикла, а последним стала «Эстония-26-9», построенная в 2000 году и оснащённая двигателем от Volkswagen Golf.
«Эстония-21» появился в 1980 году. Спроектированный индженером Раулем Сарапом этот гоночный автомобиль стал настоящим прорывом.
Считается, что именно «Эстония-21» стала первым в социалистических странах гоночным автомобилем, использовавшим так называемый «эффект земли».
В боковых понтонах позади радиаторов размещались профили в форме перевернутого крыла, при протекании воздуха под которыми создавалось разрежение, прижимавшее автомобиль к дороге.
За основу при проектировании был взят гоночный автомобиль Lotus 81, чертежами которого инженер, по всей видимости, располагал.
Основу конструкции составляла пространственная рама из труб диаметром 32 мм c дополнительной рамой из труб диаметром 22 мм сзади, на которой укреплены двигатель и трансмиссия.
Панели кузова выклеили вручную из стеклопластика, поэтому весили они достаточно много по спортивным меркам.
«Эстонию-21» строили для участия в гонках формулы «Восток», поэтому оснащались 1,3-литровым мотором ВАЗ-21011 с минимальными изменениями.
Коробка передач и главная передача были оригинальными, но использовали детали от ЗАЗ-968 «Запорожец».
На «Эстонии-21» выступал сам Сарап, завоевав бронзовую медаль чемпионата СССР в 1982 году.
В 1985 году один автомобиль оснастили мотором от ВАЗ-2106, который участвовал в гонках «Формула-3».
В 1983 году на смену «Эстонии-21» пришла усовершенствованная модель «21М», а в 1988 году появилась «21.10», дополнительно облегчённая на 11 килограммов.
Всего было построено 295 автомобилей всех модификаций. Экземпляр, выставленный на продажу в Ташкенте — один из этих трёх сотен.
Вообще, оригинальная «Эстония-21» существовала в единственном экземпляре, а серийно выпускались лишь «Эстония-21М» и «Эстония-21.10».
Выставленный на продажу в Ташкенте автомобиль, оснащён 1,6-литровым мотором (видимо, от ВАЗ-2106) и скорее всего является «Эстонией 21М».
Информации о том, как этот автомобиль попал в Узбекистан нет, но на его кузове есть наклейки ТАФа, т.е. Ташкентская Автомобильная Федерация, а одним из спонсоров выступали авиалинии Узбекистана.
Мне не удалось найти фотографии этого экземпляра во время каких-нибудь гонок, поэтому не могу сказать насколько успешно выступал автомобиль.
Сейчас за него просят 12999 у.е., или чуть больше 900 тысяч рублей.