Есть у меня в группе мальчик, назовём его Дима. Четвёртый год ему. Юный исследователь. Понятное дело, что все дети любознательны и любопытны. Все норовят любой предмет ощупать, подвигать и разобрать. И даже на вкус попробовать. В игру употребить. В Диме же чувствуется натура вдумчивого исследователя. Вот дети собираются на прогулку. Кто-то молодец, пытается сам натянуть свитер. Кто-то привычно ждёт помощи взрослых, потому что знать не знает, какое отношение имеют собственные руки ко всей этой одежде. От скукоты ожидания начинаются шалости. Тут роль рук очень даже понятна. Шмякнуть соседа по скамейке шарфом. Попинать ногой. Не со зла, а чтобы внимание обратил и, к примеру, попугал надетым на ладонь носком. Типа, это волчок-серый бочок. Дима - нет. Сосредоточенно шарит на полу возле шкафчика. Находит пятнышко. Ковыряет. Это след краски от прошлой плинтусовой покраски. Ковыряет активней. Со всех сторон. Гладит пальчиком. Изучает. Рядом диво дивное - царапина некая. Проводит ногтем, подушечкой пальца, в одну сторону и в другую. Пыхтит от усердия. На шкафчике точка. Пытается оттереть. "Это что?" - спрашивает меня. "Это тоже краска". Понял, что не справится, бросает. Находит на полу как бы зёрнышко. С ботинок что-то. Подносит к глазам. "Дима, это грязь, брось, пожалуйста". Растирает пальцами: "Это песок! Песок!!! Не грязь!" Сделал открытие. Однажды втихаря отковырял кусочек плитки возле запасного выхода. Надо бы рассердиться, но не могу. На прогулке обследует каждый гвоздик на полу веранды. Соединение досок. Стыки стен. Вдумчиво изучает, как устроены скамейки. Веник. Ящик для игрушек. Заглядывает в отдалённые уголки участка с прицелом на соседний и косится на меня: слежу ли. "Я всё вижу, Дим, возвращайся к ребятам". Идёт рыться в опавших листьях. Реально с научным интересом, а не просто так... Конечно, дерётся, что-то отнимает, что-то кому-то не даёт...
В группе часто просит порисовать. Его жуть как привлекают карандаши, оставляющие цветные следы. Карандаши лежат в корзиночке, в ней можно копаться, перебирать их, перетасовывать так и этак. Они приятно постукивают друг о друга. "Дима, сломанные карандаши мне не приноси, нельзя ходить с карандашами, поранишь детей". Куда там! Дима хочет смотреть, как их точат, он в восторге от точилки и от того, как появляется острый грифель. Эта точилка! О! Тянет руку: "Посмотреть хочу!" "Посмотри, Димочка. Стой рядом со мной". Стоит моргнуть, и он уже втискивает туда ногу пупсика... А гуашь! Боже, она так прекрасна, и такое с её помощью можно сотворить, что мы вдруг находим две баночки в кармане Диминых штанов!
Дима - мальчик далеко не покладистый, склонный к истерикам и протестам на ровном месте, к каким-то нелепым обижалкам на всякую ерунду. Если он в исследовательском настроении и взялся, например, изучить внутреннее строение каштана, не трогайте его! Если только не принесли чего-нибудь для помощи в этом деле.
Стерильные условия, в которых нынче растут дети, тяжелы для Димы, ограничивают свободу исследований. В своём воображении я вижу его бегающим по немощённым улицам какого-нибудь древнего города. Залезающим в неведомые щели. Пристающим к старшим с просьбами научить и поведать. Преодолевающим и побеждающим. Осваивающим доступное и расширяющим горизонты. Ему раньше, чем сверстникам, предметы и явления открыли бы свои свойства. И вдруг однажды, став взрослым, Дима снарядил бы корабль и отправился за три моря. Совершать открытия, участвовать в приключениях. Поскольку родные улицы все изучены, а мир полон восхитительных тайн! Он узнает их все... Но мне сказали так: "Или станет типа Стеньки Разина". Я вздохнула: да, может быть. Что-то не то у него с привычкой протестовать против всего почём зря.
(Или всё-таки "за три моря"? Кто думает так, ставьте пальчик).
#детский сад #самостоятельность ребенка #юный исследователь