Найти в Дзене

Загадочный Гоголь

Многие годы историки спорят о бытии таинственной жизни Н.В.Гоголя, поэтому он и стал для всех полумистической, загадочной фигурой.

Не воспринимал себя, как писатель?

Извечный вопрос: «Почему Гоголь сжег II том «Мёртвых душ»?»

Тут имеет место чрезмерная самокритика, неуверенность в своей работе.

Начнём с поэмы «Ганс Кюхельгартен», которую Гоголь написал ещё в 1829 году под псевдонимом «В.Алов». На автора обрушился шквал критики. Он очень болезненно пережил непринятие его детища и до конца жизни никому так и не признался, что поэму написал он. Остаток не проданных книг Гоголь выкупил сам и предал сожжению.

Загадочным для исследователей по сей день остаётся событие, которое случилось зимой 1952 года. В ночь на 12 февраля Гоголь молился несколько часов, а уже под утро велел бросить в печь его сумку, плотно набитую рукописями.

…но это были не «Мёртвые души». II том к тому времени ещё лежал нетленным среди его мемуаров. Что за шедевр Николай Васильевич сжёг в ту злополучную ночь, остаётся загадкой. Известно только, что Гоголь после этого долго плакал, а это значит, рукопись была ему дорога. Скорее всего, он снова побоялся критики извне, поэтому принял решение уничтожить известную только ему одному рукопись. Таким уж восприимчивым был Николай Васильевич Гоголь…

Гоголь-сладкоежка

Николай Васильевич за раз мог съесть пакет печенья, кучу пряников и запить всё это целым самоваром чая. В его карманах всегда были кусочки сахара, недоеденные баранки и надкусанные пирожки. Одноклассники по гимназии, в которой учился Гоголь, вспоминали, что их товарищ постоянно что-нибудь жевал на переменах и даже во время занятий. Жутким сладкоежкой он слыл всегда.

Ещё одной странностью Гоголя, связанной со съестным, была привычка скатывать шарики из хлеба. Он считал, что это помогает решению разных проблем.

Гоголь всю жизнь оставался девственником, предпочитая еду вместо близости с женщиной.

Гоголь за чаем. Зарисовка автора.
Гоголь за чаем. Зарисовка автора.

Гоголь-хулиган

Когда Николай Васильевич накатывал много хлебных шариков, он незаметно мог подбросить их в суп рядом сидящего. Действительно, ведь просто выбросить хлеб – большой грех!

Гоголь любил матерные частушки и пошлые анекдоты, рассказывал их задорно, без всякого стеснения, даже если рядом находились дамы.

При одержимой любви к сладкому, характер самого Гоголя был далеко не сахар. Если в компании появлялся новый человек, Гоголь становился нервным и замкнутым, легко мог нагрубить и обидеть.

В гостях у семьи Хомяковых Гоголь то и дело просил поменять ему чай, - то слишком сладкий, то очень жидкий, то мало налили, то много, а в гостях у Чаадаева Гоголь и вовсе весь вечер притворялся спящим. Кстати, спал он только сидя, а писал стоя. Вот такой он, наш капризный Гоголь!

Духовная лестница Гоголя

Ещё в детстве бабушка рассказывала маленькому Коле сказки о душах, которые после земной жизни поднимаются в небо по лестнице. Как раз эта «лестница» и стала для Николая жизненной основой. Даже последними словами классика была просьба принести ему лестницу.

На протяжении всей своей жизни Гоголь использовал «лестницу», как нечто сокровенное и близкое. Всегда это был образ возвышения, добра и победы.

Каких только «лестниц» не встретишь у писателя в рукописях! В повести «Шинель» лестница, облитая помоями, как художественная деталь проходит через всё произведение, а в «Сорочинской ярмарке» по воздушным ступеням летят песни.

«Вечера на хуторе близ Диканьки», - фрагмент первой части книги.
«Вечера на хуторе близ Диканьки», - фрагмент первой части книги.

Даже главной настольной книгой писателя была «Лестница», а точнее «Лествица», - сочинение преподобного Иоанна Лествичника, которое состоит из тридцати ступеней (частей), по которым должен идти верующий.

"Лествица", - сочинение Иоанна Лествичника
"Лествица", - сочинение Иоанна Лествичника

С самого детства мистицизм был в душе писателя. Ходят легенды, что он слышал голоса, разговаривал с кем-то видимым только ему.

Остаётся верить, что Николай Васильевич всё-таки взобрался на свою Голгофу и обрёл светлый покой…