У каждого велосипедиста рано или поздно возникают проблемы с задним переключателем передач велосипеда.
Примеры:
Нечёткое переключение передач.
Слетает цепь с крайних звёздочек.
Не получается настроить переключатель.
Если у вас возникли проблемы , то вы по адресу. Здесь мы рассмотрим алгоритм настройки велосипедного заднего переключателя. А точнее :
- Принцип работы заднего переключателя
- Как установить задний переключатель скоростей
- Что нужно сделать перед настройкой заднего переключателя
- Регулировка и настройка заднего переключателя
Основы и принцип работы заднего переключателя.
Конструкция заднего переключателя скоростей велосипеда не очень сложна и не отличается особой технологичностью.
Она представляет из себя набор узлов:
- Петух : Металическое соединение. Служит креплением переключателя к раме велосипеда.
- Крепление переключателя к петуху : Место с отверстием под болтовое соединение.
- Упор троса : Отвечает за регулировку натяжения или ослабления троса.
- Болт фиксатор троса : Служит для фиксации троса.
- Винт регулировки натяжения цепи : Служит для настройки положения направляющего ролика.
- Параллелограмм : Основная подвижная конструкция переключателя.
- Винты регулировки крайних положений L и H : Служит ограничителем цепи (что бы она не слетала)
- Лапка : Каркас в который устанавливаются ролики
- Направляющий ролик (верхний) : Служит как направляющая для цепи при переключении
- Ролик натяжителя (нижний) : Служит для натяжения цепи. Что бы она не провисала.
Принцип действия заднего переключателя.
Принцип действия заднего переключателя прост. При изменении скорости на руле , происходит ослабление или натяжение тросика переключения передач. Так как он закреплён фиксирующие болтом к подпружиненному параллелограмму , это заставляет смещаться цепь в сторону большей звезды , при натяжении троса (уменьшении скорости) , и на меньшую звезду , при ослаблении троса (увеличении скорости). При ослаблении троса , смещение параллелограмма обеспечивает пружина. Изменяя своё положение , он сдвигает в нужную нам сторону лапку с направляющим роликом и роликом натяжителя. Последний , отклоняясь назад под воздействием пружины , убирает провисание цепи , чем улучшает точность переключения. Направляющий ролик смещает цепь к нужной звезде , которая , цепляясь за маленькие выступы на звёздочке , перескакивает на неё если идёт переключение с маленькой звезды на большую , А когда цепь переключается с большой звезды на маленькую , то она просто спрыгивает.
Как установить задний переключатель скоростей :
- Снять цепь велосипеда
- Отогнуться тросик заднего переключателя
- Открутить старый переключатель от петуха
- Прикрутить новый переключатель на место старого
- Установить цепь , правильно пропустив её между роликами заднего переключателя
Что необходимо сделать перед настройкой заднего переключателя :
- Произвести очистку и смаску всех требующих этого , мест переключателя. (Пружину параллелограмма и ролики).
- Проверить не погнут ли петух.
- Проверить отсутствие люфта в параллелограмме.
- Проверить целостность роликов.
- Проверить цепь на износ.
Очистить и смазать все компоненты трансмиссии :
- Задний переключатель
- Тросики
- Цепь велосипеда
- Кассету задних и передних звезд
Регулеровка и настройка заднего переключателя скоростей велосипеда :
1 - Переключаемся на самую большую звезду спереди и на самую маленькую сзади.
2 - Откручиваем болт фиксатор троса на заднем переключателе и отсоединяем трос.
3 - Закручиваем регулировки натяжения троса на перекидке и на манетке. Для этого вращаем их по часовой стрелке. Регулировку, которая находится на упоре рубашки троса переключателя, закручиваем полностью , а на монетке , полностью минус 1-1,5 оборота.
4 - Регулируем крайнее положение заднего переключателя H. Это необходимо для предотвращения соскакивания цепи с самой маленькой звезды кассеты в сторону рамы. При данной настройке цепь должна находиться на передней самой большой и на задней самой маленькой звездах. Вращая винт регулировки крайнего положения H в нужную сторону , следует добиться соосности ролика натяжителя , направляющего ролика и самой маленькой звезды задней кассеты.
5 - Натягиваем трос руками, вставляем его в паз под болт-фиксатор троса и , держа тросик под натяжением , закручиваем болт.
6 - Настраиваем переключение передач. Для этого переключаем на манетке скорость сзади на одну меньше (например , было 3х9 , стало 3х8). Вращая педали , плавно производим натяжение троса. Для этого крутим регулировку на манетке против часовой стрелки до тех пор , пока цепь не перескочит на большую звезду. После этого проверяем обратное переключение. Выставляем скорость обратно (для нашего примера – это 3х9) и проверяем работу задней перекидки. И при повышении , и при уменьшении скорости переключение должно происходит быстро , четко и без лишних шумов.
7 - Регулируем крайнее положение заднего переключателя L. Это нужно для того, чтобы избежать соскакивания цепи с самой большой задней звезды в сторону спиц. Для этого выставляем скорости 1х1 (цепь должна быть на этих звездах) и , вращая регулировочный болт L , добиваемся , чтобы ролики переключателя и самая большая звезда кассеты были на одной линии.
8 - Настройка натяжителя цепи. Если на скорости 1х1 при вращении педалей направляющий ролик задевает самую большую заднюю звезду , то следует вкрутить регулировочный болт натяжителя цепи , тем самым увеличив зазор между направляющим роликом и звездой кассеты. Расстояние между ними должно быть 5 мм.
Если после настройки вы прокатились и всё работает ,вы молодцы и теперь знаете как настраивать задний переключатель скоростей у велосипеда. Если что то цепляет или соскакивает цепь , то возможно вы в каком-то Понте ошиблись и вам всё придется проверить и найти причину.
#Настройка велосипеда #ремонт велосипедов #настройка заднего переключателя #переключатель #shimano #altus #sram #stels #merida #настройка скоростей