Найти тему
6000 миль до Голливуда

Сквозь снег

Оглавление

Не примерзни к рельсам. Оригинальный фантастический боевик-постапокалипсис.

(Snowpiercer, 2013, Ю. Корея и др.)

Бывало с вами такое: вам приснился сон в далеком детстве или юности, но вы помните его даже спустя десятилетия?
Аналогичные ощущения дарит и "Сквозь снег" Пона Чжуна Хо. Который тоже может навсегда отложиться у вас в памяти этаким красивым волнительным сновидением, даже если детали его сюжета со временем и забудутся.

А вот сейчас герою Криса Эванса и впрямь обидно было!
А вот сейчас герою Криса Эванса и впрямь обидно было!

Впрочем, у одного из самых оригинальных и мрачно-колоритных постапокалипсисов в фантастике, что придумал и снял для нас Пон за 39 млн. $, есть и оборотная сторона. Которая была бы ещё простительна, окажись "Сквозь снег" чистокровным боевиком в духе какого-нибудь "Безумного Макса". Однако эта лента разыгрывает перед нами суровую до дрожи в поджилках социальную драму, поэтому и спрос с нее гораздо более серьезен.

Речь идет об откровенном презрении Чжуна Хо к какой-либо логике. Единственное, что у него выглядит логично - то, что его герои ходят на ногах и на них воздействует земная гравитация. Всё же прочее играет со здравым смыслом в такие поддавки, что за Пона становится даже неловко: неужели он и вправду совершенно не задумывался о столь элементарных вещах?

- Пацаны, не хочу показаться занудой, но, кажется, вы балаклавы вверх тормашками надели.
- Пацаны, не хочу показаться занудой, но, кажется, вы балаклавы вверх тормашками надели.

Итак, у нас есть планета Земля 2031 года, где вот уже 17 лет свирепствует искусственный Ледниковый период; просто в борьбе с глобальным потеплением ученые слегка перегнули палку и - упс, накладочка вышла.
В итоге зверских морозов за -150 С° в тени теплолюбивое человечество вымерло. И лишь его жалкие остатки спасаются весьма экстравагантным способом: все эти годы они ездят по планете на огромном поезде по кольцевой ж/д-магистрали длиною в 400 тысяч (!) километров. Причем не только одни богатые и избранные, но и бедняки, коих здесь держат в последних вагонах - плацкартных, естественно, - и кормят протеиновыми батончиками, сделанными из тараканов. Ну а между простым народом и элитой с ее вагоном-рестораном и иными ништяками стоят охранники, жестоко подавляющие любое возбухалово со стороны тараканоядных.

Как видите, даже краткое описание сюжета вызывает к Пону массу вопросов, а он лишь ехидно улыбается и подкидывает нам новые.
Само собой, что "хорошие" в его истории, это бедняки - странно, кабы было наоборот. Однако и среди них нет абсолютно никакого социального расслоения, хотя все они долго сидят по сути в одном тюремном изоляторе, в бессрочном заключении. И тем не менее - никаких вам паханов, шестерок и прочих каст, непременно сформировавшихся бы в здешних условиях да на скудной пище.

Ну что вы, как можно? Все обитатели плацкартных вагонов настолько высоконравственные, честные и благородные, готовые отдать ближнему свой последний кусок протеина, что на их фоне меркнет даже безгрешный дедушка Ленин из книжек Воскресенской. И чем, спрашивается, эти святые люди могут быть еще недовольны?

- И я по шпалам, опять по шпалам иду домой по привы...
- И я по шпалам, опять по шпалам иду домой по привы...

Также не надо быть работником РЖД, чтобы спросить у Чжуна Хо: а кто убирает сугробы и чинит пути на его 400 тыс.-километровой магистрали? Да, мы видим, как локомотив, движимый фантастическим "вечным" чудо-генератором, иногда сам пробивает снеговые наносы. А что будет, если снег завалит дорогу на многие километры? Да и рельсы на таком лютом морозище давно бы полопались, нет?

А стужа за бортом действительно лютая - вон, высунутая наружу рука обращается в лед буквально за полминуты. Тем не менее поезду, как и рельсам, целых 17 лет хоть бы хны! При том, что любой железнодорожник вам подтвердит: и гораздо менее экстремальные морозы, нежели -150 С°, делают эксплуатацию ж/д-транспорта крайне рискованной - металл становится хрупким и не выдерживает нагрузки.

Непонятно и насчет оружия. Как выяснится далее, патроны к нему у охраны еще есть. Но на самом ответственном рубеже, что отделяет ад бедных от рая богатых, охранникам почему-то боеприпасы не выдают - типа пугайте всех незаряженными винтовками, ага.
А что за странные "антитактические" балаклавы у некоторых головорезов (см. скриншот выше)? А "таблетки радости", из которых в решающий момент вдруг вжух! - и лепится на коленке взрывчатое вещество - не чересчур ли жирный рояль из кустов?

И с символизмом в конце Пон явно перемудрил.
Все-таки встреченный детьми, голодный белый медведь в качестве доказательства, что в этом мире можно выжить - крайне сомнительный образ. Нет, медведь-то после этой встречи "лицом к морде" точно выживет, а вот дети... Не уместнее ли было вместо него показать какое-нибудь мелкое животное или птицу, если на то пошло?

Так вот кто на нашем амбаре все время шифер ворует!
Так вот кто на нашем амбаре все время шифер ворует!

И всё же, несмотря на вышесказанное, впечатления от "Сквозь снег" остаются приятные. Как и было замечено в начале, картина больше напоминает сон, настолько яркий и головокружительный, что забыть его уже невозможно. Да и жесткие батальные сцены Пон снимать умеет не хуже, чем в "Бандах Нью-Йорка" Скорсезе, это факт.
Равно как с актерами ему повезло. Пусть формально лента и корейская, но большинство лиц в ней евроамериканские, причем не самые безвестные: Крис Эванс, Тильда Суинтон, Эд Харрис, Джон Хёрт, Джейми Белл, Элисон Пилл, Юэл Бремнер...

***

В общем, после просмотра "Сквозь снег" так и хочется разорваться надвое, как той умной и красивой мартышке из бородатого анекдота.
Ибо с одной стороны весь логический каркас выдуманного Поном Чжуном Хо мира рассыпается от легкого толчка, что, конечно, ни в какие ворота. Но, с другой стороны, мир этот настолько красив в своей жестокой мрачности и рассказывает нам не просто историю, а настоящую философскую притчу, что кино хочется даже иногда пересматривать. Оправдывая свои сомнения тем, что какие, мол, претензии могут быть к логике сновидения, да еще такого впечатляющего.

Трейлер фильма: