Меня зовут Виктор. Мне 17 лет. Я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Делюсь тут информацией, которую считаю полезной.
1.15. Мораль
По кодификатору нам нужно знать:
Мораль. Нравственная культура
Забегая вперед, скажу, что в сборнике экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой прошлого года выпуска есть всего 2 задания на эту тему, оба из первой части. В открытом банке ФИПИ всего 8 заданий. Откровенно говоря, высосано из пальца. Что сама тема, что задания. Единственное, о чём действительно можно спрашивать - об общих чертах и различиях норм морали и права.
Обозначим главные пункты:
1. Определение понятия "Мораль"
Мораль - особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними, совокупность одобренным общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом. (Боголюбов 10 класс база)
Мораль регулирует отношения между людьми с помощью системы норм, принципов, идеалов и ценностей, отражающих представления о добре и зле. Мораль регулирует общественные отношения во всех сферах жизни общества и деятельности людей. (Котова, Лискова 10 класс)
Мораль - система ценностей, ориентирующая людей на идеал человеческого единения. (Гринберг 10 класс)
Мораль - совокупность нравственных норм, форма общественного сознания, регулирующая поведение людей как в частной, так и в общественной жизни. (Кравченко 10 класс)
2. Характерные черты (особенности, называйте как хотите) морали
Выделяю данный пункт, поскольку в учебнике Котовой и Лисковой за 10 класс он есть.
Котова и Лискова выделяют следующие особенности морали:
- Моральные нормы возникают стихийно
- Моральные нормы являются отражением потребностей общества
- Мораль не формализована
- Мораль позволяет оценить поведение человека в любой жизненной ситуации
- Основой морали является внутренняя мотивация поведения человека и механизмы его самоконтроля
Чуть позже я приведу в пример одно из заданий в сборнике экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой, для решения которого нам понадобится, в том числе, и эти особенности.
3. Нравственная культура (Нравственность)
Такое понятие есть в кодификаторе, а также в учебнике Котовой и Лисковой:
Нравственная культура - реализация человеком в своём поведении определенных нравственных принципов (ценностей и норм).
Нравственность - это, по сути дела, тоже самое, что и нравственная культура. Отношения понятий "мораль - нравственность" напоминает мне отношения понятий "культура - искусство", когда первое является общей совокупностью действий, мыслей и прочего, а второе - материальное воплощение этого большого целого. Если бы Лискова приводила именно понятие нравственность, было бы логичным искать этимологию этого слова для лучшего понимания темы. Нравственность от слова нрав, что, в свою очередь, означает обычаи, имеющие нравственное значение для той или иной социальной группы. (по Википедии)
И было бы логичным определять нравственность как часть морали. Но нет. Лискова придумала писать "нравственная культура". То есть, Культура -> Духовная культура -> Мораль -> Нравственная культура. Таким образом мы приходим к тому, что понятие культура дробиться на мелкие разновидности культуры аж через три ступени. И, если понятие мораль включает в себя нравственную культуру, то оно, по сути дела, должно включать в себя ещё и другие виды культуры.
А теперь рассмотрим понятие культура вновь:
Если культура, по мнению Котовой и Лисковой, (1) совокупность искусственных объектов, созданных человеком ... , то есть практическая составляющая нашего мира, то, получается, что понятие "Искусство" невозможно, поскольку в таком случае понятия "Культура" и "Искусство" будут синонимами, хотя, по мнению тех же Котовой и Лисковой, это разные вещи.
Следовательно, мы должны рассматривать культуру как (2) или (3), что делает невозможным применение понятия "Культура" к понятию "Нравственная культура". В конце статьи я оставлю видео, в котором хорошо объясняют отличие морали от нравственности под нехорошую фоновую музыку.
Нравственная культура -степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в реальных поступках человека. (Боголюбов 10 класс база) На мой взгляд, это одно из лучших определений в учебнике Боголюбова вообще.
4. Нормы морали, нормы права
Тема не раскрыта в учебнике Котовой и Лисковой, Боголюбова, Гринберга. Но, тем не менее, есть в заданиях первой части в сборнике Котовой и Лисковой прошлого года выпуска:
Вариант 6 Задание 6 (нынешнее 4-ое)
Николай Поликарпович учит сыновей, чтобы они всегда поступали по совести, не причиняли вреда другим. Какие признаки отличают сферу (область), к которой относятся эти советы (правила), от сферы (области) права? ...
1) регулирование общественных отношений
2) усвоение в процессе социализации
3) оценка поступков с позиций "добра" и "зла"
4) неформальный характер санкций
5) опора прежде всего на общественное мнение и совесть каждого человека
6) установление государством
Ответ: 345
Как вы понимаете, в данном задании нас просят показать различия между нормами права и нормами морали. Такое задание, я думаю, можно выполнить интуитивно, без специальной подготовки. Здесь нам нужны: определение понятия "Мораль", Особенности морали и Различия между нормами морали и нормами права.
Так как на тему отличий норм морали от норм права почти невозможно дискуссировать, то я позволю себе привести выдержку из учебника, не входящего в ФП.
А. М. Арбузкин. Обществознание. Учебное пособие. 4-е издание 2011:
Право и мораль. Две данные категории тесно взаимосвязаны друг с другом. Поскольку мораль нормирует поведение людей, оценивая человеческие поступки через категории добра и зла, справедливости и несправедливости, она в этом аспекте сопоставима с правом. Взаимосвязь права и морали проявляется в следующем.
Право базируется на нормах морали, т. е. выражает непосредственно моральные убеждения. Например, ст. 51 Конституции РФ запрещает требовать свидетельские показания против себя самого, супруга или близких родственников. Здесь мораль и право совпадают. Далее нормы права нередко оцениваются с позиции морали: убийство — это не только противоправно, но и аморально.
Сходство морали и права проявляется еще и в следующем:
а) они предопределяются одними материальными условиями жизни общества;
б) и мораль, и право обладают свойством нормативности, т. е. они регулируют поведение людей, устанавливая некоторые модели или масштабы такого поведения;
в) право и мораль содержат оценку поведения людей;
г) и мораль, и право — это средства установления и поддержания общественного порядка.
В то же время мораль и право имеют не только сходство, но и различия. Эти различия проявляются в следующем:
а) в хронологическом аспекте мораль предшествует праву. Она возникает еще в догосударственный период;
б) в источнике возникновения. Мораль — продукт деятельности общества, а право — результат правотворческой деятельности государства;
в) во внутренней структуре. Право — едино во всей стране, мораль имеет территориальные и социальные (групповые) различия, т. е. различают мораль рабов и мораль господ, правоприменителей и правонарушителей и т. п.;
г) в способах выражения. Право формализовано, т. е. выражено в каких-либо источниках, а нормы права характеризуются четкой структурой (гипотеза, диспозиция, санкция). Мораль не формализована, она существует в сознании индивида и общества в виде принципов, идеалов, норм, не имеющих четкой определенности;
д) в способах обеспечения. Право всегда обеспечено силой государственного принуждения, мораль обеспечивается общественным мнением или субъективным фактором, так называемым угрызением совести
В сборнике типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой есть всего 2 задания на тему 1.15. Мораль. Одно из них я уже описал выше, второе - на исключение терминов, не соответствующих понятию.
Вариант 27 Задание 3 (нынешнее 1-ое)
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию "мораль".
1) социальные нормы; 2) санкции; 3) государственное принуждение; 4) формальная определённость; 5) ответственность; 6) свободный выбор.
Ответ: 34
Задание очень простое. Хотя, мы видим, что оно связывает не только тему 1.15., но и темы 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. и 3.8. Виды социальных норм.
Мы, конечно, можем ещё и придумать функции морали, которых нет в учебнике Котовой и Лисковой, или можем разобрать структуру морали, которая представлена в учебнике Боголюбова (а именно, категории, принципы, нормы), но, во-первых, как я уже сказал, в учебнике Котовой и Лисковой и в кодификаторе этого нет, а, во-вторых, я уверен, что в 24 задании не будет плана на тему "Мораль" по двум причинам:
- Мораль как тема очень скудная. Если и будут давать план, то, скорее всего, с формулировкой типа "Мораль как форма духовной культуры", в котором нам нужно будет указать, к примеру, сами формы духовной культуры (наука, религия, образование, искусство, мораль - параллельно повторяем материал), а также отличительные особенности морали как формы духовной культуры (пункт 2 настоящей статьи). Такой план будет адекватным.
- В задании 25 почти нечего спрашивать. В новой демоверсии задания 24 и 25 являются дополнениями друг к другу (вы это, надеюсь, знаете), так что по поводу морали там почти нечего придумывать. Что могут предположительно спросить? Золотое правило нравственности, функции, но это не позволит раскрыть социальную значимость морали, её актуальность:
"Вы знаете, двадцать пятое задание, оно будет все-таки в определенной мере привязано к той теме плана, которая будет в предыдущем (задании - прим. автора статьи). Потому что понятно, что, если речь идет, например, о политике или о праве, конечно, мы будем просить привести примеры. Или, допустим, экономические меры, например, безработица. Мы можем спросить, какие, если мы просим назвать меры борьбы с безработицей, можем сказать "проиллюстрируйте как эта проблема решается в Российской Федерации" ...
Если, например, тема плана будет по познанию или по истине, то тут, согласитесь, достаточно сложно сделать привязку к Российской Федерации. То есть я отвечаю на этот вопрос так: Коллеги, Вы берете наш кодификатор, который вам хорошо известен, Вы работаете по этому кодификатору. Все планы известны, никаких новых планов уже у нас не бывает последний лет 6. И вы конкретно смотрите, там, где есть возможность говорить о специфике в России ... я же говорю, социализация гражданина России ... " (Т.Е.Лискова онлайн-консультация по подготовке к ЕГЭ 2022)
И не забывайте про повторение статей из Конституции РФ, связанных с определенными темами:
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Не забывайте читать учебники, решать задания из открытого банка заданий ФИПИ и делиться полезными материалами в комментариях.
.
.
.
Используемые источники:
- Справочник Баранова по обществознанию 2020 года выпуска
- Сборник типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой 2020 года выпуска
- КОДИФ и ДЕМО 2022 по обществознанию
- Учебник по обществознанию Боголюбова 10-11 классы
- Учебник по обществознанию Гринберга 10-11 классы
- Учебник по обществознанию Кравченко 10-11 классы
- Учебник по обществознанию Котовой и Лисковой 10-11 классы
- Учебное пособие Арбузкина по обществознанию
- Видео на ютуб:
#егэ #егэ 2022 #обществознание #обществознание егэ #егэ по обществознанию #мораль #нравственность #добро #зло #справедливость