Как пишут некоторые историки, настоящий Ибрагим-паша был освобождён султаном Сулейманом от позорных оков рабства. Причём ещё до того, как начался его умопомрачительный карьерный взлёт. В противном случае Паргалы просто не мог бы занимать высокие должности и пользоваться исключительными полномочиями, данными ему по милости падишаха.
Капыкулы - "государевы рабы"
От рабства-то он был освобождён, но условно. Иначе говоря, Ибрагим перестал быть обычным рабом-"вещью" (по-турецки "кулом"), которого можно продавать и дарить, и стал капыкулом - была такая категория подданных в османской иерархии.
Капыкулами (или капыкулу) называли мужчин - выходцев из рабского сословия, чаще всего набранных по известной системе девширме, но, вероятно, имели место и исключения, потому что Ибрагим попал в Османскую империю вовсе не через девширме.
Капыкулы привлекались к службе самой династии, входили в окружение султана и впоследствии могли достичь высокого положения. Этакие "государевы рабы".
Например, Рустем и Соколлу Мехмед-паша были из той же "команды". Частично свободными, частично нет. В сериале показано, что они сами могли иметь рабов и слуг. Но с династией их связывали особые отношения. Нельзя было всё бросить, "уволиться", уехать и зажить другой жизнью, в другом статусе.
Звание капыкула предполагало одновременно и большой почёт, и большую ответственность. Это положение личного раба султана, которого он сам выделил из общей массы и приблизил к своей царственной особе.
Ибрагима в таком случае можно назвать самым "капыкулистым" капыкулом, потому как субординация между ним и султаном была сокращена до минимума.
На контрасте с Хюррем
Создатели "Великолепного века" предпочли не впутывать зрителей в иерархические коллизии и показали Ибрагима просто рабом. Он получает одно повышение за другим, женится на сестре повелителя, становится членом его семьи, но как будто продолжает "ходить в невольниках".
Эффект "несвободы" Ибрагима усиливается двумя акцентами:
а) на протяжении всего сериала (даже после смерти этого персонажа) звучат его монологи-рефлексии на тему рабства;
б) вечная соперница Паргалы по части влияния на падишаха, рыжая Хюррем получает от повелителя то, что греку и не снилось, - вольницу.
"Как же так? - негодуют некоторые зрители, поклонники блистательного Ибрагима. - Почему этой (такой и растакой) Хюррем Сулейман всё-таки подарил свободу, а своему "другу и брату" - нет?".
"И у него на это пять причин..."
Попробуем угадать мотивы султана. Среди них могли быть как объективные (разумные и уважительные), так и чисто субъективные.
1. Ибрагим свободу для себя у своего господина не просил, в отличие от Хюррем, которая мало того, что осмелилась попросить, так ещё озвучила свою просьбу хитро и завуалированно.
Ибрагим же вообще крайне редко обращался к султану с просьбами (как исключение вспоминается лишь случай, когда он предъявлял претензии по размеру жалованья). Он даже Хатидже себе в жёны не просил, как полагается порядочному мужчине. Просто бросил всё и тайком уехал: гадайте, мол, сами, мой повелитель, какая муха меня укусила... Ждал, пока падишах сам принесёт ему очередную милость на золотом блюдечке.
2. Хюррем не скупилась на объяснения в любви и комплименты для султана, она умела находить слова, проникающие в самое сердце Сулеймана. А это важно для формирования душевной и эмоциональной близости. Доброе слово и кошке приятно, и повелителю мира.
Ибрагим же, если оценивать его по сериалу, любезностями почти не рассыпался, хвалил редко и сдержанно - в основном, ждал похвал от друга в свой адрес. И атмосфера доверия между султаном и его подданным оставалось достаточно зыбкой. Ей не хватало эмоционального фундамента.
3. Сулейман боялся потерять Ибрагима, прекрасно зная, что тот способен в любой момент сбежать "в туман". Если он, будучи рабом, позволял себе такие бега, и приходилось возвращать его на службу силой, то при полной свободе от грека, вероятно, и вовсе бы след простыл - его бы уже не связывали с султаном никакие обязательства.
4. Хюррем была женщиной, а Ибрагим - мужчиной. Гендер всё-таки многое решает. Свободная женщина - не конкурент лидеру государства. Тем более, в Османской империи XVI века, где женщины могли влиять на политику лишь косвенно. А вот от свободного мужчины, да ещё и с задатками Ибрагима, только и жди подвоха. Сегодня он условно-предан, а завтра ещё возьмёт и придумает какой-нибудь гениальный план по перехвату власти. Ума у него на это хватит.
5. Падишах ценил интеллектуальные способности Ибрагима и опасался, что ценный кадр при полной свободе окажется перетянутым на сторону какого-нибудь врага, коих у османского правителя имелось в избытке. А до тех пор, пока он - собственность, он никуда не денется. Где-то в их задушевных диалогах даже прозвучала фраза Сулеймана: "Хочу, чтобы твоя умная голова служила только мне!"...
Не видел Сулейман другого способа удержать Ибрагима возле себя, кроме рабства. Тогда как Хюррем "удерживалась" любовью, семейными отношениями и совместными детьми.
Или, по-вашему, здесь могли проявиться и другие факторы? Излагайте свою точку зрения в комментариях - обсудим!