«… дурная репутация Камбиса у последующих поколений, как сообщается у Геродота — репутация безумца, — исторически недостоверна и попросту могла отражать точку зрения предубежденных информаторов Геродота. Доверие к Камбису его отца, спокойные восемь лет правления Камбиса в Вавилоне, когда он был наследным принцем, его блестящая военная кампания, благодаря которой Египет вошел в состав империи, успешные завоевания в Ливии и Верхней Нубии, проявленная Камбисом способность установить прочный контроль над Египтом — всё это служит доказательством здравомыслия, но никак не безумия ...» Кембриджская история Древнего мира.
Другие статьи из серии « Империя Ахеменидов. Камбис II»:
Начало царствования Камбиса II
Египетский поход Камбиса II
Камбис II на египетском троне
Камбис II, попытка завоевания Африки
Вскоре после того, как Камбис был объявлен «царем Верхнего и Нижнего Египта», он продолжил свои завоевания. Планы были грандиозными и предусматривали завоевание практически всех известных тогда африканских земель. Но реальная жизнь, как обычно внесла коррективы и «осетра пришлось урезать». На побережье Средиземного моря власть персидского царя удалось распространить только до Киренаики, Карфаген подчинить не удалось. Персидский отряд, отправленный на покорение оазисов, в полном составе сгинул в пустыне, так и не выполнив полностью свою задачу. А поход основных сил Камбиса к верховьям Нила получился, на фоне предыдущих успехов, каким-то невразумительным и, судя по отсутствию победных реляций, не слишком прибыльным. Судя по сохранившимся легендам, донесенным до нас Геродотом, путешествие вышло очень неприятное и изнурительное. В результате, в Египет Камбис и его воины вернулись в не самом благостном расположении духа. Как выяснилось в «стране Та-Кемет» их уже не ждали. Дурные вести разлетаются быстро, и египтяне, наслышанные о неудачах персов, с некоторым злорадством сочли своих завоевателей погибшими в неизведанных землях.
Подобное развитие событий давало Египту надежду на освобождение от власти иноземцев. Все недоброжелатели «персидского фараона» немедленно активизировались. А таковых было немало, египтяне были весьма консервативны и власть чужеземцев, да еще вместе с выросшими податями, им была не по нутру. Жрецы, лично заинтересованные в смещении Камбиса, только разжигали страсти, апеллируя к якобы попранным религиозным святыням. В стане противников персидского царя оказалось и немало египетских «князьков», их тоже не устраивала империя, ограничивающая их власть. Мятежные аристократы были особенно опасны, наличием у них вооруженной челяди и толпы прихлебателей. Персидский отряд, который Геродот счел жертвой песчаной бури, по мнению профессора Лейденского университета Олафа Капера, пал жертвой скрывающихся в оазисах повстанцев. Он сделал подобное заключение на основании надписей, обнаруженных в оазисе Дахла. Видимо, служившим базой мятежников, под руководством князя Сехерибре Петубаста, позднее ставшего на короткое время фараоном Петубастом III.
Весть о беспорядках, происходящих по всему Египту и грозящих перерасти в полномасштабное восстание, настроение Камбису не улучшила. По рассказу Геродота его прибытие совпало с религиозным праздником. Но царь не был расположен к веселью и произошел инцидент, служащий одним из доказательств безумия Камбиса. «… Видя это, Камбис заподозрил, что египтяне устроили праздник и так веселятся именно по случаю его неудачного похода и приказал городским властям Мемфиса явиться к нему. Когда же они предстали пред его царские очи, Камбис спросил, почему при его первом пребывании в Мемфисе египтяне так не радовались, как ныне, когда он потерял большую часть своего войска. А те отвечали, что им явился бог, обычно являющийся только по истечении долгого времени. При явлении этого бога по всему Египту справляют радостные празднества. Услышав такой ответ, Камбис назвал их лжецами и за ложь велел предать казни ...» Геродот.
После этого персидский царь обратился с тем же вопросом к жрецам и, получив точно такой же ответ, захотел увидеть «божественное» животное. «… Когда жрецы привели Аписа, Камбис как безумный выхватил кинжал и, желая ударить животное в брюхо, рассек ему только бедро. Тут он рассмеялся и сказал жрецам: «Жалкие вы людишки! Разве это боги с кровью и плотью и уязвимые железом? Такого бога египтяне, конечно, вполне достойны. Но вам-то уж не придется больше безнаказанно издеваться надо мной!». С этими словами он приказал палачам бичевать жрецов и хватать и убивать всякого египтянина, справляющего праздник. Так-то кончилось это празднество у египтян. Жрецов бичевали, Апис же, пораженный в бедро, умер, лежа в храме. После его кончины от раны жрецы тайно, чтобы Камбис не узнал об этом, предали Аписа погребению …» Геродот.
Современные историки считают большую часть этого рассказа вымыслом. Жрецы вели строгий учет рождения и смерти «священного быка», которому «не полагалось» жить дольше двадцати пяти лет. По истечении этого времени Аписа топили в храмовом колодце, связанном с Нилом. Египетские тексты, современные правлению Камбиса, сообщают что бык, родившийся во время двадцать седьмого года правления Амасиса, скончался на шестой год царствования Камбиса (524 г. до н. э.), который в это время воевал в Верхней Нубии. Следующий бык, провозглашенный Аписом, родился во время пятого года правления Камбиса и умер на четвертый год царствования Дария I. Ни одно из этих животных не могло быть убито Камбисом, а другие «Аписы» хроникой не зафиксированы.
Разумеется, никакого тайного погребения не было. Аписа хоронили торжественно, согласно отработанной веками церемонии. Быка поместили в роскошный саркофаг из серого гранита, на крышке которого была высечена традиционная надпись: «Гор, Самтови, царь Верхнего и Нижнего Египта, Местиу-ра, сын Ра, Камбис да будет жить вечно. В качестве памятника своему отцу Апису-Осирису он сделал огромный гранитный саркофаг, который царь Верхнего и Нижнего Египта, Местиу-ра, сын Ра, Камбис посвятил ему, да будет ему, навеки дарована жизнь, твердость и удача, здоровье и радость как царю Верхнего и Нижнего Египта». Стела, чья фотография размещена выше, стояла рядом с саркофагом и сообщала всем заинтересованным лицам, что «… благодаря величию царя Верхнего и Нижнего Египта потомок Ра, вечно живой бог его отец Апис-Осирис был перенесен на прекрасный запад и нашел покой в некрополе, приготовленном для него, после того как люди исполнили все церемонии в зале бальзамирования. Другие изготовили для него ткани, амулеты, украшения и всевозможные драгоценные предметы; все это было сделано согласно распоряжению его величества …» Альберт Олмстед.
Наверное, и даже скорее всего, Камбис никогда лично не задумывался о том, как лучше похоронить «священного быка». В лучшем случае какой-нибудь указец «подмахнул», дескать «выделить то и это». У него в это время более важных забот хватало, он по саванне «афроафриканцев» гонял. Но сам факт государственного участия в погребении священной скотинки говорит о том, что исполнителям, на самом высоком уровне, было предписано «традиции блюсти и денег не жалеть». Это даже больше, чем записи жрецов убеждает в том, что рассказ Геродота об убийстве Аписа не соответствуют действительности. Он создан, скорее всего, на основании легенды, сочиненной мстительными египетскими жрецами, уже после смерти Камбиса. Мне отчего-то кажется, что по возвращении Камбис, пребывая в раздражении от неудачной компании, что-то все-таки натворил. Конечно, не столь эпичное как святотатство, просто сорвал на каком-то египтянине или египтянах накопившееся за годы войны раздражение. Цари, они ведь такие, а «народная молва» разнесла и приукрасила, да и святоши постарались, так и стало одной легендой больше.
Возвращение Камбиса во главе хоть и потрепанного, но сильного войска, стало для египтян пренеприятнейшим сюрпризом. Противопоставить организованной военной силе было нечего, и в конце 524 г. до н.э., началась расправа над бунтовщиками и теми, кто имел несчастье, чем-то не понравиться оккупантам. Воины персидской армии с лихвой вознаградили себя за перенесенные в Нубии лишения. Свою «славу» гонителя и ненавистника египтян Камбис, во многом, приобрел благодаря этим событиям. Между делом, вспомнили и о бывшем фараоне: «… Псамменит и остался жить и в дальнейшем не терпел никаких обид. Если бы он сумел воздержаться от козней, то получил бы в управление Египет. Ведь у персов обычно царские дети в почете. Если даже какой-нибудь царь и поднимает восстание против них, то все же сыну его возвращают престол. Подобных случаев можно привести много. Так они, например, поступили с Фанниром, сыном ливийца Инара, которому возвратили престол его отца, и с Павсирисом, сыном Амиртея, хотя никто не причинил персам зла больше Инара и Амиртея. Теперь же Псамменит, «зло замышляя», получил достойное возмездие: он был уличен в подстрекательстве египтян к мятежу. Услышав об этом, Камбис приказал Псаммениту выпить бычьей крови, отчего египетский царь тотчас же скончался ...» Геродот.
Нельзя сказать, что фараон Псамметих III пользовался какой-то особой любовью египтян. Царствовал он всего шесть месяцев, кроме того, к моменту вторжения персов саисская династия уже всех порядком «достала». Но даже на смещенном Псамметихе лежал отблеск былой славы «живого бога на земле». Его казнь стала вершиной творящегося в еще недавно спокойной и благополучной стране ужаса. Даже зависящий от персов и максимально лояльный к ним Уджагорресент напишет про эти дни в своем посмертном послании: «… Я — человек хороший в городе моем; я спас людей его в величайшем ужасе, случившемся во всей стране, подобного которому не было во всей земле ...». Тем не менее, для подавления восстания понадобился почти год, в течение которого Камбис будет вынужден оставаться в Египте. Но ему так и не удалось полностью усмирить волнения, после его смерти война вспыхнет с новой силой и Дарию I придется начинать все сначала.
Наш рассказ о Камбисе, сыне Кира Великого, подходит к концу и прежде чем перейти к описанию его безвременной кончины, хотелось бы остановиться на обвинении в безумии, походя брошенным Геродотом в отношении этого царя. «… Камбис же, по рассказам египтян, из-за этого кощунства (убийства Аписа) тотчас был поражен безумием (хотя, впрочем, и прежде был не совсем в своем уме) ...». Рассматривая его жизнь, мы пока ничего «такого» не увидели, наоборот, Камбис действует как расчетливый, циничный и вполне разумный царь-военачальник. Поступки Камбиса, показавшиеся Геродоту экстраординарными, либо прекрасно объяснимы с позиции здравого смысла, либо порождены придуманными его врагами легендами. Но есть «особая» группа рассказов Геродота, показывающая Камбиса с очень неприятной и пугающей стороны – повествование об убийстве им близких родственников или случайных людей.
Первым из подобных случаев можно считать историю гибели брата Камбиса – Бардии. Геродот излагает это событие в традиции «сказки о двух братьях», почему-то путая при этом имя Бардии. «… Царь отослал Смердиса из Египта в Персию из зависти (потому что тот, единственный из персов, мог почти на два пальца натягивать тетиву принесенного ихтиофагами лука эфиопского царя) ...». А дальше Камбис увидел сон, который ошибочно истолковал, как предсказание царской короны для брата. «… Камбис в страхе, что брат умертвит его, и сам станет царем, послал в Персию Прексаспа, самого преданного ему человека, убить Смердиса. А тот отправился в Сусы и убил Смердиса. Одни говорят — заманив его на охоту, а другие — будто привел к Красному морю и там утопил ...». История убийства Бардии-Смердиса вполне настоящая, в том смысле, что его, по мнению большинства, действительно убили. Правда, есть версия и о том, что «мятеж Гауматы» возглавлял настоящий и вполне живой Бардия, но она не является общепринятой. А вот на тему «кто» и «когда» споры среди историков не стихают со времен Геродота. Империя Кира Великого была «лакомым кусочком» и желающих на ее трон среди Ахеменидов хватало, не зря же и Камбис умер довольно странно. А на тему «когда» существует вполне официальное заключение, написанное современниками, другой вопрос – можно ли ему верить. «… Камбиз убил Бардию. Когда Камбиз убил Бардию, народ не знал, что Бардия убит. Между тем Камбиз отправился в Египет ...» Бехистунская надпись Дария I. Как бы там ни было, убийство Бардии – результат борьбы за власть, даже если Камбис и причастен к нему, то это «всего лишь» политика, а никак не безумие.
«… Затем он умертвил свою сестру. Она сопровождала царя в Египет … Эллины рассказывают, что Камбис велел стравить львенка со щенком. Супруга его также смотрела на эту борьбу. Когда щенок стал ослабевать, то другой щенок, его брат, сорвался с цепи и бросился на помощь и таким образом они вдвоем одолели львенка. Камбис с удовольствием смотрел на борьбу, а супруга рядом с ним проливала слезы. Заметив это, царь спросил, почему она плачет. А та отвечала, что плачет, видя, как щенок пришел на помощь брату: она вспомнила при этом о Смердисе, зная, что за него никто не отомстит. За эти-то слова, говорят эллины, Камбис и велел умертвить ее. Египтяне же передают, будто царица, сидя с царем за столом, взяла кочан салата, ощипала его и спросила супруга, какой салат красивее, ощипанный или пышный [с листьями]. А когда царь отвечал, что с листьями красивее, царица сказала: «Ты поступил с домом Кира, как я с этим салатом, — ты сделал его пустым». Тогда Камбис, распалившись гневом, бросился на нее. А та была беременной, родила преждевременно и скончалась …» Геродот. Страбон также упоминает о смерти сестры-жены Камбиса во время его нубийского похода, но не называет причин смерти. По причине недостатка информации прокомментировать сложно, но рискну предположить, что история гибели … раскрыта во второй части рассказа Геродота. Если выбросить стенания о «невинно убиенном» брате, то «в сухом остатке» - обычная бытовуха. Царь в порыве гнева, которым он был подвержен, да еще, возможно, «подогретый» алкоголем, избивает свою беременную жену, что вызывает «выкидыш» и смерть. История очень некрасивая, но в характер Камбиса вписывается идеально.
Подтверждением тому являются рассказы все того же Геродота о том, как он в порыве гнева казнил своих слуг. Уже упоминавшийся Прексасп, убийца Бардии, которого Геродот называет «самым преданным Камбису человеком», лишился сына, потому что рискнул мягко и почтительно намекнуть царю на вред излишнего употребления алкоголя. «… царь натянул свой лук и пустил стрелу в мальчика. И когда тот упал, то приказал рассечь его тело и осмотреть рану. Стрелу нашли в сердце …». Царь опять действует под влиянием сиюминутного раздражения, кому же приятно слышать правду о себе. И он опять нетрезв, сын Прексаспа был виночерпием, так что дело происходило после нескольких кубков вина. В следующий раз Камбис «… велел без всякой веской причины схватить двенадцать знатнейших персов и с головой закопать живыми в землю ...». Скорее всего, опять речь идет о минутной вспышке гнева, когда царю, не исключено что нетрезвому, показались оскорбительными речи, жесты или улыбки этих двенадцати несчастных.
Все эти безрассудные действия Камбиса «в порыве гнева», очень напоминают о другом знаменитом царе, тоже бывало убивавшем приближенных и друзей под влиянием раздражения, отягощенного алкоголем. Речь идет, конечно, об Александре Македонском, который, кстати, тоже страдал эпилепсией и тоже имел «звездную болезнь» в тяжелой форме. Подводя итог, можно сказать, что Камбис был далеко не самым худшим царем, талантливым полководцем и перспективным политиком. Но завышенная самооценка, болезненное самолюбие и отсутствие самоконтроля в стрессовых ситуациях, осложняли жизнь и ему и его окружению. Причем с течением времени его раздражительность только прогрессировала. С годами Камбис привык гасить стресс алкоголем, что ему, не самому уравновешенному человеку, было строго противопоказано. Теряя, под воздействием горячительных напитков, контроль над собой, Камбис становился опасен для окружающих при малейшем поводе с их стороны, что, в конечном итоге, и создало легенду о его безумии.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
Кембриджская история Древнего мира. т. 4 "Персия, Греция и Западное Средиземноморье"
«Политическая история Ахеменидской державы» М. А. Дандамаев
«История. Книга вторая. Евтерпа» Геродот
"История Персидской империи" Альберт Олмстед
Форум «Лаборатория альтернативной истории» laiforum.ru
Другие статьи из серии « Империя Ахеменидов. Камбис II»:
Начало царствования Камбиса II
Египетский поход Камбиса II
Камбис II на египетском троне
Камбис II, попытка завоевания Африки