Здравствуйте, друзья, у нас в семье растет дочка с диагнозом аутизм. Сейчас ей восемь лет и она первоклассница в школе восьмого вида для детей с ОВЗ.
Что там с уроками? В этой статье поговорим о математике.
Напомню, что моя дочка учится по программе 8,3, для детей с РАС и легким УО.
С чем мы пришли в школу, с какими знаниями приступили к новой для нас программе?
Моя дочка умеет считать, точно досчитывает до пятидесяти-шестидесяти, наверное, досчитает до ста, а дальше я не проверяла, но, скорее всего, будет путаться.
Может считать десятками.
Понимает, что такое обратный счет и может досчитать до нуля примерно с этих же цифр.
Может сопоставить цифру и количество. То есть, она совершенно точно ПОНИМАЕТ, что это все такое, а не просто тараторит заученный текст. Например, если ее попросить отсчитать пять яблок, семь морковок и двенадцать квадратиков, дать кому-нибудь три печенья, и прочее, то она вполне справится с этим заданием.
Знает ВСЕ геометрические фигуры: круг, квадрат, и так далее, вплоть до трапеции и параллелограмма. Отличит их друг от друга в любом виде и на любом рисунке.
Не знаю, относится ли это к математике, но она знает ВСЕ цвета, вплоть до какого-нибудь светло-бирюзового, салатового и так далее.
Что дочка не знала и не умела делать к первому сентября?
Во-первых, страдает мелкая моторика, и поэтому, хоть это и не совсем к математике относится, страдает написание цифр. (и букв тоже, но это в другой статье). Цифры все огромные, на несколько клеточек, кривоватые)
Нетвердо знала и знает сейчас, где лево, где право. Например, задания типа: положи справа от тетрадки два зеленых квадратика - вызывает затруднения.
Совсем не умела решать примеры. Я этим с ней до школы никогда не занималась, решив оставить все это на первый класс.
Плохо понимает смысл даже самой простейшей задачи, типа: у маши два яблока, ей дали еще одно, сколько яблок у Маши. Но это как раз от плохого понимания речи. Также плохо поймет пространные объяснения учителя, именно из-за плохого восприятия речи, диалоговой речи, а не математических знаний.
Так что наша задача на первый класс - и по учебнику и по разумному смыслу) - научиться решать примеры на сложение и вычитание хотя бы в пределах десятки, научится решать простые задания на действие типа: положи слева то, а справа это)
Что мы делаем: в классе дочка не делает ничего, поэтому все обучение легло на меня. Тьютера нам не дают.
Примеры идут трудновато, но дело двигается, и самое главное для дочки - наглядность.
Мы купили большие счеты, счетный материал, и шпарим каждый день решение примеров таким образом:
я говорю на слух, например: Сколько будет четыре плюс три? И помогаю сосчитать на счетах или на счетном материале (Счеты нам нравятся больше)). Наглядно, когда отсчитаны четыре и три костяшки, дочка уже понимает, сколько это будет. После этого мы берем ручку, и записываем пример в тетрадку. Далее приступаем к следующему.
Далее приступаем к заданиям из учебника, а они для дочки вполне себе сложные, именно из-за понимания речи. Так как дочка хорошо читает, она читает задание вслух, и далее мы пытаемся разобраться в смысле задания. Пишем все в тетрадку. Примеры отдельно идут немного вперед учебника. Кроме того, я купила вот такие вот линейки, и мы тренируемся чертить. Если дочка и знает, что такое круг, квадрат и т.д., то нарисовать или начертить их ровно и прямо - проблема)
Цифры "по красивее" - написаны с моей помощью. Огромные цифры - дочкины)
Кроме этого, в учебнике много интересного: много понятий, которые дети должны знать сами собой, как мне кажется, но нам приходится все это учить. Например: понятия "самый / большой/высокий/молодой" и так далее, "в центре", "между", "ни одного", "столько же", и прочее.
В общем, работы еще непочатый край)))