Сегодня 11(24) октября наша Церковь празднует Собор преподобных отцов Оптинских. Их было четырнадцать, молитвенников и защитников веры Православной. Когда приезжаешь в Оптину, душа наша попадает в какое-то иное измерение, в котором сосредоточено прошлое, настоящее и будущее нашего народа и страны. Не будем забывать ничего из великой истории России, в которой Церковь стоит как столп и утверждение Истины.
Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) — основатель и вдохновитель оптинского старчества.
Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788—1860) старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины нёс подвиг старческого окормления.
Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) явил пример сочетания подвижничества, смирения и нестяжания с управлением обителью и благотворительной деятельностью.
Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) — брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь несший крест телесных болезней.
Иеросхимонах Иларион (Пономарёв) (1805—1873) — ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) — подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве…
Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе управление обителью и искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством.
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) — скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей.
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) — ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери.
Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца.
Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления.
Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрёл величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства.
Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) — ближайший ученик старца Варсонофия, молитвенник и пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.
Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 года и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.
- Из наставлений преп. Льва о скорбях. Читаешь, а, кажется, что говорит он всё это нам – сегодняшним.
Жалуешься на бедность, но богатство для тебя еще вредно, когда зашевелится четвертак в кармане, то ты уж и покажешь себя.
О худом своем здоровье не скорби, ниже малодушествуй, но мужественно при помощи Божией терпи со благодарением, благословляя премилосердого Господа, попустившего нам таковую слабость к чувствованию о своей неизбежной и неминуемой смерти, ибо мы с тобой и биемы – не чувствуем, ниже умиляемся и не поощряемся к покаянию.
Сострадаем тебе, как в скорбех, так и в болезни твоей. Ты сам на сии пункты сделал решение, что это наказание Божие за грехи твои и что болезнь не от чего другого, как от сладострастных помыслов, и мы с сим согласуемся, и тако быти веруем. Но как милосердие Божие не ограничено, то покайся и смирися, и самое оное наказание вменится тебе в очищение.
Он нездоров и о сем благодарит Господа Бога; се – достоинство истинного христианина, сей чудный пример и нас грешных научает, как при болезненном состоянии обходиться с собою, ибо не роптанием побеждается, но благодарением Господу Богу вопиет, таковии-то воистину услышат оный пресладчайший глас: «чадо, отпущаются тебе грехи твои, востани и ходи»...
Болезнь ваша хотя в самом малейшем виде теперь, но если станете печалиться о потере и разных неудовольствиях и в тонкости злопамятствовать на Бога, то немудрено, [что] может усилиться...
Ежели ты признаешь себя грешным, то знаешь, что «многи раны грешному», а когда праведным, то паки писано: «многи скорби праведным». Куда ни повернись, а без скорби нельзя. Кто же их устрояет? Сам Бог, о всех промышляяй и всею тварью управляяй; кто же иначе принимает, тот от истины отступает и бессловесным уподобляется.
Мне очень не нравится в тебе то, что находишь причиною своих скорбей других людей, а не себя. Это сильное ослепление происходит от гордости, и потому ты не находишь утешения, и печали твои бывают безотрадные.
Широкую известность и признание в Русской Православной Церкви получила молитва прп. Льва Оптинского для келейного чтения об упокоении некрещеных, умерших без покаяния и самоубийц:
«Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».
Святые старцы Оптинские молите Бога о нас.
#церковь, старцы оптинские, память