Найти в Дзене
Зарина Асфари об искусстве

Путёвка в вечность: о чём расскажут детали картины Ван Дейка «Аббат Скалья, поклоняющийся Богородице с младенцем»

Оглавление

Почему у Мадонны двойной подбородок, как с помощью картины подготовить себе место в раю и кто такой Агент 2X?

Есть у меня старая статья о том, как менялись отношения человека с богом, как Европу качало от антропоцентризма к богоцентризму и обратно. Один из способов отследить эти перемены — обратить внимание на размеры донаторов.

Донаторы — это люди, которые дали денег на строительство храма или написание богоугодной картины. Были времена, когда их изображали крошечными коленопреклонными человечками у трона Богородицы (даже лучшие из людей ничтожны перед лицом матери божьей), но гуманизм эпохи Возрождения взрастил донаторов до полноразмерных и полноправных персонажей.

В Национальной галерее Лондона я нашла прекрасный пример кисти Антониса Ван Дейка. Это уже XVII век, антропоцентризм набрал обороты. На то, что на картине главная Мария, а не аббат Скалья, указывает не размер аббата, а его положение и молитвенно сложенные руки. При этом его голова всё равно выше головы младенца Христа, а что это как не проявление вопиющей гордыни!

Антонис Ван Дейк. Аббат Скалья, поклоняющийся Богородице с младенцем. 1634-1635. Национальная галерея, Лондон
Антонис Ван Дейк. Аббат Скалья, поклоняющийся Богородице с младенцем. 1634-1635. Национальная галерея, Лондон

Но давайте внимательнее рассмотрим картину и поближе познакомимся с её героями. Да, здесь и Мадонна не так проста, как может показаться на первый взгляд.

1. За чей счёт банкет?

Граф Чезаре Алессандро Скалья ди Верруа (1592–1641) получал доход от различных аббатств, хотя сам так и не принял сан. Вместо церковной службы (к которой его готовили родители), аббат Скалья посвятил себя дипломатии: он служил Савойскому дому послом и, вероятно, шпионом, представлял своих господ в Мадриде, Париже, Риме, Ватикане.

Поездка в Ватикан показалась графу ди Верруа блестящей возможностью устроить и религиозную карьеру, но план стать кардиналом всё-таки провалился. Зато Скалья преуспел на светском поприще: дипломатическая деятельность была его прикрытием как разведчика на службе герцога Савойского и Филиппа IV Испанского. В официальных документах графа ди Верруа называли Агентом 2X.

Антонис Ван Дейк. Портрет аббата Скальи. 1634. Национальная галерея, Лондон
Антонис Ван Дейк. Портрет аббата Скальи. 1634. Национальная галерея, Лондон

Скалья покровительствовал художникам и покупал произведения искусства для коллекции английского короля Карла I. Кроме того, Скалья дружил с Иниго Джонсом, английским архитектором и советником по культуре Карла I. Также аббат был знаком с Рубенсом, Йордансом и Веласкесом и был одним из ключевых покровителей Ван Дейка, придворного художника Карла I. Судя по завещанию Скальи, в его собрании было как минимум семь картин Ван Дейка.

2. Картина как путёвка в вечность

Заказать картину Ван Дейку было удовольствием недешёвым, но Скалья был богат, да и повод требовал: аббата подводило здоровье, и его заботила чистота собственной души перед неминуемой кончиной. Он заказал Ван Дейку картину «Поклонение Богородице» для церкви францисканского ордена Fratrum Minorum Recollectorum, а сам удалился в монастырь сего ордена, где и скончался в 1641 году, через 6-7 лет после того, как Ван Дейк исполнил заказ.

Принести в дар церкви картину на религиозный сюжет — это традиционный способ добавить себе плюсов в карму, как бы купить себе индульгенцию. Пожертвуй церкви много денег, проспонсируй строительство храма или подари монастырю произведение религиозного искусства, — и тебе спишут грехи. Такой подход к индульгенциям был одной из основных причин Реформации и был запрещён в XVI веке, но фактически такой способ очистить душу незадолго до смерти сохранил популярность в католической среде, о чём свидетельствует случай Скальи.

3. Язык цвета: дорогой голубой и предсмертный жёлтый

О том, что Скалья не поскупился на очищение души, говорит и выбор пигментов для картины. Голубая краска для неба и одеяния Богородицы замешана на основе ляпис-лазури — очень дорогого минерального пигмента. Это свидетельствует о том, что Скалья велел Ван Дейку не скупиться на краски и был готов платить более чем щедро.

Антонис Ван Дейк. Аббат Скалья, поклоняющийся Богородице с младенцем. Фрагменты картины
Антонис Ван Дейк. Аббат Скалья, поклоняющийся Богородице с младенцем. Фрагменты картины

Жёлтые облака указывают на то, что явление Богородицы аббату случилось вечером — на закате жизни донатора. Хотя Скалье было всего 42-43 года, он понимал, что жить ему осталось недолго, потому и готовился к уходу с помощью искусства.

Антонис Ван Дейк. Аббат Скалья, поклоняющийся Богородице с младенцем. 1634-1635. Национальная галерея, Лондон
Антонис Ван Дейк. Аббат Скалья, поклоняющийся Богородице с младенцем. 1634-1635. Национальная галерея, Лондон

Раз уж речь зашла про цвет, обратите внимание на мастерское колористическое решение всей картины: Ван Дейк вдохновлялся живописью короля цвета Тициана, и это чувствуется. Красная блуза Богородицы контрастирует с зелёной драпировкой за её спиной, символизирующая чистоту белая ткань на голубой юбке вторит облакам в небе и подчёркивает то, что они отнюдь не белы, чёрное облачение Скальи выделяется на контрасте со светлым одеянием Мадонны.

4. Младенец Христос: незамеченное благословение

Композицию для картины Ван Дейк также позаимствовал у Тициана: в Италии он делал наброски с ныне утраченной работы мастера эпохи Ренессанса. На этих набросках — младенец Христос сидит на коленях у матери и благословляет донатора.

Антонис Ван Дейк. Аббат Скалья, поклоняющийся Богородице с младенцем. Фрагмент картины
Антонис Ван Дейк. Аббат Скалья, поклоняющийся Богородице с младенцем. Фрагмент картины

Любопытно, что на картине Ван Дейка донатор не обращает ни малейшего внимания на благословляющий жест Иисуса: его взгляд и его молитва обращены к Богоматери. Мадонна — защитница грешников, которая молит об их прощении бога-отца и даже проводит их в рай в обход непреклонного апостола Петра, — так что сосредоточив своё внимание на Марии, Скалья, вестимо, повышает свои шансы на место в раю.

5. Мадонна с двойным подбородком: кто она

Возможно, вы заметили не вполне каноничное изображение Богородицы: перед нами не идеализированный образ матери божьей, а вполне земная женщина, в меру бодипозитивная и обаятельная, смотрящая не на своего протеже, а прямо на нас, будто это не религиозный образ, а светский портрет.

Антонис Ван Дейк. Аббат Скалья, поклоняющийся Богородице с младенцем. Фрагмент картины
Антонис Ван Дейк. Аббат Скалья, поклоняющийся Богородице с младенцем. Фрагмент картины

Очевидно, что Ван Дейку позировала некая дама, но кто? Среди кандидаток на эту роль — Герцогиня Аремберг; Кристина Французская, герцогиня Савойская; Мари-Клер де Кро, герцогиня Гавре. Однако скорее всего перед нами принцесса Генриетта де Водемон-Фальсбург, герцогиня Лотарингии, поскольку именно ей Скалья завещал эту картину. Кроме того, примерно в то же время, что и «Поклонение Богородице», Ван Дейк написал портрет Генриетты.

Антонис Ван Дейк. 1. Принцесса Генриетта Лотарингская в сопровождении пажа. 1634. Кенвуд-хаус, Лондон. 2. Аббат Скалья, поклоняющийся Богородице с младенцем. Фрагмент картины
Антонис Ван Дейк. 1. Принцесса Генриетта Лотарингская в сопровождении пажа. 1634. Кенвуд-хаус, Лондон. 2. Аббат Скалья, поклоняющийся Богородице с младенцем. Фрагмент картины

Каким образом Скалья мог завещать картину принцессе Генриетте, если он заказал её для францисканской церкви в Антверпене, я так и не поняла. С другой стороны, он был не простым аббатом, а целым Агентом 2X. Видимо, в его власти было одним заказом и отмолить грехи, и сделать приятное даме.