Почему у Мадонны двойной подбородок, как с помощью картины подготовить себе место в раю и кто такой Агент 2X?
Есть у меня старая статья о том, как менялись отношения человека с богом, как Европу качало от антропоцентризма к богоцентризму и обратно. Один из способов отследить эти перемены — обратить внимание на размеры донаторов.
Донаторы — это люди, которые дали денег на строительство храма или написание богоугодной картины. Были времена, когда их изображали крошечными коленопреклонными человечками у трона Богородицы (даже лучшие из людей ничтожны перед лицом матери божьей), но гуманизм эпохи Возрождения взрастил донаторов до полноразмерных и полноправных персонажей.
В Национальной галерее Лондона я нашла прекрасный пример кисти Антониса Ван Дейка. Это уже XVII век, антропоцентризм набрал обороты. На то, что на картине главная Мария, а не аббат Скалья, указывает не размер аббата, а его положение и молитвенно сложенные руки. При этом его голова всё равно выше головы младенца Христа, а что это как не проявление вопиющей гордыни!
Но давайте внимательнее рассмотрим картину и поближе познакомимся с её героями. Да, здесь и Мадонна не так проста, как может показаться на первый взгляд.
1. За чей счёт банкет?
Граф Чезаре Алессандро Скалья ди Верруа (1592–1641) получал доход от различных аббатств, хотя сам так и не принял сан. Вместо церковной службы (к которой его готовили родители), аббат Скалья посвятил себя дипломатии: он служил Савойскому дому послом и, вероятно, шпионом, представлял своих господ в Мадриде, Париже, Риме, Ватикане.
Поездка в Ватикан показалась графу ди Верруа блестящей возможностью устроить и религиозную карьеру, но план стать кардиналом всё-таки провалился. Зато Скалья преуспел на светском поприще: дипломатическая деятельность была его прикрытием как разведчика на службе герцога Савойского и Филиппа IV Испанского. В официальных документах графа ди Верруа называли Агентом 2X.
Скалья покровительствовал художникам и покупал произведения искусства для коллекции английского короля Карла I. Кроме того, Скалья дружил с Иниго Джонсом, английским архитектором и советником по культуре Карла I. Также аббат был знаком с Рубенсом, Йордансом и Веласкесом и был одним из ключевых покровителей Ван Дейка, придворного художника Карла I. Судя по завещанию Скальи, в его собрании было как минимум семь картин Ван Дейка.
2. Картина как путёвка в вечность
Заказать картину Ван Дейку было удовольствием недешёвым, но Скалья был богат, да и повод требовал: аббата подводило здоровье, и его заботила чистота собственной души перед неминуемой кончиной. Он заказал Ван Дейку картину «Поклонение Богородице» для церкви францисканского ордена Fratrum Minorum Recollectorum, а сам удалился в монастырь сего ордена, где и скончался в 1641 году, через 6-7 лет после того, как Ван Дейк исполнил заказ.
Принести в дар церкви картину на религиозный сюжет — это традиционный способ добавить себе плюсов в карму, как бы купить себе индульгенцию. Пожертвуй церкви много денег, проспонсируй строительство храма или подари монастырю произведение религиозного искусства, — и тебе спишут грехи. Такой подход к индульгенциям был одной из основных причин Реформации и был запрещён в XVI веке, но фактически такой способ очистить душу незадолго до смерти сохранил популярность в католической среде, о чём свидетельствует случай Скальи.
3. Язык цвета: дорогой голубой и предсмертный жёлтый
О том, что Скалья не поскупился на очищение души, говорит и выбор пигментов для картины. Голубая краска для неба и одеяния Богородицы замешана на основе ляпис-лазури — очень дорогого минерального пигмента. Это свидетельствует о том, что Скалья велел Ван Дейку не скупиться на краски и был готов платить более чем щедро.
Жёлтые облака указывают на то, что явление Богородицы аббату случилось вечером — на закате жизни донатора. Хотя Скалье было всего 42-43 года, он понимал, что жить ему осталось недолго, потому и готовился к уходу с помощью искусства.
Раз уж речь зашла про цвет, обратите внимание на мастерское колористическое решение всей картины: Ван Дейк вдохновлялся живописью короля цвета Тициана, и это чувствуется. Красная блуза Богородицы контрастирует с зелёной драпировкой за её спиной, символизирующая чистоту белая ткань на голубой юбке вторит облакам в небе и подчёркивает то, что они отнюдь не белы, чёрное облачение Скальи выделяется на контрасте со светлым одеянием Мадонны.
4. Младенец Христос: незамеченное благословение
Композицию для картины Ван Дейк также позаимствовал у Тициана: в Италии он делал наброски с ныне утраченной работы мастера эпохи Ренессанса. На этих набросках — младенец Христос сидит на коленях у матери и благословляет донатора.
Любопытно, что на картине Ван Дейка донатор не обращает ни малейшего внимания на благословляющий жест Иисуса: его взгляд и его молитва обращены к Богоматери. Мадонна — защитница грешников, которая молит об их прощении бога-отца и даже проводит их в рай в обход непреклонного апостола Петра, — так что сосредоточив своё внимание на Марии, Скалья, вестимо, повышает свои шансы на место в раю.
5. Мадонна с двойным подбородком: кто она
Возможно, вы заметили не вполне каноничное изображение Богородицы: перед нами не идеализированный образ матери божьей, а вполне земная женщина, в меру бодипозитивная и обаятельная, смотрящая не на своего протеже, а прямо на нас, будто это не религиозный образ, а светский портрет.
Очевидно, что Ван Дейку позировала некая дама, но кто? Среди кандидаток на эту роль — Герцогиня Аремберг; Кристина Французская, герцогиня Савойская; Мари-Клер де Кро, герцогиня Гавре. Однако скорее всего перед нами принцесса Генриетта де Водемон-Фальсбург, герцогиня Лотарингии, поскольку именно ей Скалья завещал эту картину. Кроме того, примерно в то же время, что и «Поклонение Богородице», Ван Дейк написал портрет Генриетты.
Каким образом Скалья мог завещать картину принцессе Генриетте, если он заказал её для францисканской церкви в Антверпене, я так и не поняла. С другой стороны, он был не простым аббатом, а целым Агентом 2X. Видимо, в его власти было одним заказом и отмолить грехи, и сделать приятное даме.