Найти тему
Краюшкина. Поэзия. Живопись.

Под Небом Венеции: выставка. Венеция реальная Франческо Гварди

Сегодня покажу вам другую Венецию, изображение которой можно назвать дословной. Одним из лучших художников своего времени, писавших ведуты, считается Франческо Гварди (1712-1793 гг.). Но сначала давайте разберемся с новым термином. Что такое каприччио, я рассказала вам в прошлый раз. Сегодня вас ждет не менее красивый термин – ведута. Ведута – еще одна разновидность пейзажа, но при этом прямая противоположность каприччио.

Фото автора
Фото автора

Особенность ведуты (кстати, очень популярной именно в Венеции и именно в XVIII веке) состоит в том, что на ней воспроизводился реально существовавший пейзаж, со всеми немыслимыми по количеству мелкими деталями.

Художники для создания ведут часто пользовались специальным оборудованием – камерами-обскурами, давними предками фотоаппарата. Этот аппарат давал возможность обводить контуры строений, улицы, что отображались внутри камеры-обскуры, и таким образом добиваться на картине детального сходства. Кстати, художники того времени часто упрекали друг друга в использовании камер-обскур, таким образом пытаясь снизить ценность получившейся в результате картины.

Фото автора
Фото автора

Вот что указано в описании к картине о художнике, чью ведуту показываю вам сегодня:

Франческо Гварди, наряду с Каналетто и Бернардо Беллотто, был одним из самых важных венецианских живописцев XVIII века. Он происходил из семьи художников и на протяжении всей жизни оставался в тени своего старшего брата, Джованни Антонио <…>. Только после ухода из жизни последнего Франческо Гварди посвятил себя жанру городского пейзажа – ведуте, которая, наряду с каприччио и гравюрами, принесла ему настоящую славу.

«Площадь Сан Марко в направлении церкви Сан Джеминьяно» – так называется ведута Франческо Гварди, точная дата написания которой неизвестна. В то время художники не всегда ставили не только дату написания картины, но даже подпись. Поэтому иногда сложно идентифицировать авторство или период написания картин. А в случае с датировкой этой ведуты помогла… женская мода. Именно по шляпкам с перьями, которые украшают женских персонажей, искусствоведам стало понятно, что картина не могла быть написана ранее 1775 г. Достоверно известно, что именно в этом году в Венеции в моду вошли эти самые шляпки. Поэтому дата написания условно такая: 1775-1780 гг.

Фото автора
Фото автора

Что меня поразило в этой ведуте? Грандиозность зданий. Смотрите, какие маленькие люди на фоне строений. Франческо Гварди намеренно избегает изображения людей на переднем плане. Подобная грандиозность – гипертрофированная. Так художник стремился поведать окружающему миру о величии Венеции.

Фото автора
Фото автора

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

Меня поразила бросающаяся в глаза театральность поз: пластика у персонажей особенная, плавная. Кажется, будто Франческо Гварди запечатлел мгновение некоего балета, исполняемого на площади. Даже складки одежды многих персонажей указывают на это. Кстати, в то время многие художники были сценографами, так что подобное изображение людей возникло не на пустом месте.

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

На ведуте Франческо Гварди не обошлось и без представителей фауны. Вот на этом фрагменте – пара собачек.

Фото автора
Фото автора

А здесь – золотой лев – символ евангелиста Марка, святого покровителя Венеции.

Фото автора
Фото автора

Продолжение следует. А вот первая часть моего рассказа об этой выставке: Под Небом Венеции: выставка. Фантастическая Венеция художника Каналетто. Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!