Найти в Дзене

Стругацкие, снежный человек и переделывание природы

Наконец-то я "Сказку о тройке" прочитала.

Проглотила за один присест и задумалась.

Этот "Эзопов язык" спутал все мысли.

Иллюстрация  художника И. Блиоха к странице 197 cборника произведений Аркадия и Бориса Стругацких. Издательство "Московский рабочий", 1989 год.  "Сказка о тройке"
Иллюстрация художника И. Блиоха к странице 197 cборника произведений Аркадия и Бориса Стругацких. Издательство "Московский рабочий", 1989 год. "Сказка о тройке"
Если считать, что "Эзопов язык" - способ скрыть от цензуры мысли, то сразу возникает вопрос: "Если смысл переиначен, то как читатель догадается?".
И цензор же не глупее читателей.

Зацепила меня сцена в ресторане. И не только зацепила, но и еще заставила пофилософствовать.

Рассуждение Клопа, для которого вселенная похожа на пружинный диван и размышления Федора, снежного человека вынуждают задуматься.

А действительно ли Стругацкие так воспринимали действительность?

Родственник человека не ведет умозаключение о том, является ли человек царем природы, а утверждает это.

Мое видение этой примечательной сцены. В ресторане Эдик Амперян, Александр Привалов, снежный человек Федор и любящий болтать клоп Говорун.
Мое видение этой примечательной сцены. В ресторане Эдик Амперян, Александр Привалов, снежный человек Федор и любящий болтать клоп Говорун.

Снежный человек Федор рассуждает о том, что люди могут изменить естественный ход бытия, что будут менять.

Человек разумный не просто владыка природы - он переделывает природу. И не всегда по необходимости, а еще и по прихоти.

И будет делать это неоднократно.

А я не хочу ее переделывать.
Только если сама природа захочет что-то изменить в себе.

Я еще могу понять лозунг о природной благосклонности. Той самой, которую мы ждать не можем и ставим перед собой цель взять нужное и необходимое для человечества.

В прошлом веке плакаты с этими словами Мичурина висели повсеместно - в школах и институтах, в государственных учреждениях и магазинах. Частое лицезрение этого высказывания приучало к потребительскому отношению к окружающей среде.  Только вот о второй части высказывания умалчивали. Фото Мичуринского сада и памятник И. В. Мичурину на ВДНХ.
В прошлом веке плакаты с этими словами Мичурина висели повсеместно - в школах и институтах, в государственных учреждениях и магазинах. Частое лицезрение этого высказывания приучало к потребительскому отношению к окружающей среде. Только вот о второй части высказывания умалчивали. Фото Мичуринского сада и памятник И. В. Мичурину на ВДНХ.

Следующей фразой были слова, что людям под силу селекционировать новые сорта и виды растений и напутствие относиться к природе почтительно и бережливо, вмешиваться деликатно.

Одно дело - брать необходимое для продолжения жизни на планете и совсем другое - менять естественность на ненатуральность.

А может, природа сама этого хочет и устроила все так, чтобы мы как раз и забрали.

Но переделать природу? Зачем?

Посмотрите, какая красота... И я приемлю только вот такое изменение природы
Посмотрите, какая красота... И я приемлю только вот такое изменение природы

Известны случаи, когда люди вмешивались и меняли естественный ход вещей, а потом пытались все вернуть.

Нынешнее поколение вряд ли знает о войне Китая с воробьями (птицы склевывали посеянное зерно) в прошлом веке, и о том, что потом воробьев привозили из других стран - расплодившаяся саранча уничтожила посевы и это привело к голоду.

Отсюда и вывод - окружающая нас среда сама знает, что для нее лучше.

Особенно мне не нравятся рассуждения о том, что человек и себя будет переделывать.

Зачем, зачем нам менять свою сущность? Чтобы жить вечно? Так ведь не получится.

Изменения в человеческом теле возможны только по необходимости - восстановить здоровье человека.

Нас, людей, природа создала по своему вкусу, по своему желанию.

И вряд ли она в тот момент задумывалась о том, что человек возомнит себя вершиной бытия и будет пытаться изменить ее саму.

Когда естество хочет что-то поменять в жизни, оно это делает.

Авторы "Сказки о тройке" ходили по таким же улицам и видели навязываемое потребительское отношение к природе.

Читала-перечитывала я "Сказку о тройке".  Но ознакомилась всего лишь с одним из вариантов. А всего их 4.
Читала-перечитывала я "Сказку о тройке". Но ознакомилась всего лишь с одним из вариантов. А всего их 4.

Словами героев любого литературного произведения говорят сочинители. Но не каждое рассуждение героев можно принять за мнение автора.

В этом эпизоде в ресторане, в споре, выражена позиция фантастов и их мнение совершенно противоположное сказанному. Потому что о природе рассуждает Снежный человек. 

Хотя он человек, но и не человек. И именно он должен иметь единение с природой.

Вот и помогает понять смысл произведения "Эзопов язык".

Стругацкие не одобряли то, что человек уже меняет природу и будет менять в дальнейшем.

Тема изменения окружающей среды описана во многих произведениях фантастов.

Они показывают нам, людям, к чему мы придем, если будем относиться потребительски к самому главному на Земле, к вечному - люди меняются (живут, умирают, и на смену им приходят другие), а природа будет всегда.

И под рассуждениями снежного человека с таким человеческим именем Федор я вижу другие строки - а не слишком ли мы, люди, самоуверенны?

А Вы как думаете?

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал