1. Поощрение любых результатов, которые получает ребёнок на учёбе: да, порой наказание за плохую успеваемость – это полезная практика, однако не всегда она приводит к желаемому результату. Ребёнок начинает всё больше бояться провалов и неудач, любая оценка ниже «отличной» приводит его в ужасное состояние как психологического, так и физического характера.
Обязательно необходимо объяснять ребёнку, что плохие оценки – это не конец, и что есть шанс на исправление или поиск иных дисциплин, в которых он способен преуспеть. Не занижайте способности ребёнка, если он объективно не силён в математике или не понимает гуманитарные науки. Всегда старайтесь разобрать с ним причину, показать правильный пример, попросите помощи у репетиторов или кураторов. Так ребёнок точно поймёт, в чём он ошибся, почему его плохая оценка – это всего лишь этап, который можно пережить и исправить в дальнейшем.
Зачастую именно успеваемость на учёбе становится одним из главных факторов стресса, так как это на данном этапе главное занятие и времяпрепровождение у детей. Не зацикливайтесь сами на «неудах» вашего ребенка, позвольте ему и себе разобраться в обстоятельствах. Порой оценка – это субъективное выражение преподавателя, а порой причиной может стать общая командная неудача, в которой ваш ребёнок никак не виноват.
2. Следите за режимом дня ребенка: он высыпается? Соблюдает распорядок принятия пищи? А что с гигиеной? Да, это очень базовые вещи, но и они ложатся в основу многих причин для стрессового состояния.
Организм, тем более детский и подростковый, работает ежедневно в два раза больше, ведь помимо выполнения ежедневных дел, ему еще и необходимо расти, развивать скелет, головной мозг, повышать или понижать уровень гормонов и так далее. Потому соблюдение относительно чёткого распорядка ухода за собой, хороший сон, правильное питание являются залогом к хорошему ментальному состоянию.
Напомните своему ребенку, что сон – это ключ к хорошему настроению, и лучше не сидеть над домашним заданием до глубокой ночи, а сделать его после пробуждения. Учёными доказано, что каждый час сна после 00:00 сокращается вдвое, втрое и так далее! Таким образом, уснув в 3:00 и проснувшись в 8:00, ребенок спит фактически около двух или трех часов по биологическим часам.
Предлагайте ему брать с собой на учебу перекусы, следите за тем, как и чем питается ребенок.
3. Предлагайте способы для отвлечения: хорошим лекарством от стресса может стать обычная прогулка на улице. Свежий воздух, приятная компания – и вот уже совсем другое дело!
Предлагайте ребенку отвлечься от причины стресса на творческие занятия или иные виды деятельности, в которой он будет занят не головой, а руками. Полезно проводить время за рисованием, собиранием пазлов в семейной обстановке, походе на гончарную лепку и так далее. Есть огромное множество возможностей, от которых ваш ребенок точно не откажется.
Если нет времени на иные занятия, предложите ребенку посидеть за столом и выпить чая в перерыве. Поговорите на отвлеченные темы, спросите его о том, что происходит в его жизни, поделитесь своим опытом. Иными словами, дайте ребенку выпустить пар в неформальной обстановке.
4. Не забывайте о важности личного пространства: не всем детям понравится чья-то компания во время острых переживаний. Помните о том, что каждый человек индивидуален в этом плане.
Если вы видите, что ребенок негативно настроен по отношению к вам, закрыт и не хочет рассказывать причину своего срыва – успокойте его и дайте ему время прийти в себя. Освободите его пространство для его мыслей.
Ребенку тоже необходимо переварить происходящее, послушать музыку, посидеть в ванной, покричать в подушку – не мешайте. Просто слушайте и понимайте, что так он проходит первую стадию стресса, которая называется нервной активацией, когда весь организм начинает ходить ходуном.
Когда ребенок будет готов, он вам всё расскажет и сам придет для этого. Не тревожьте его раньше времени – это может оказать еще большее давление на него.
5. Хороший совет – быстрое решение: есть хорошие ключевые фразы, которые помогут вам найти общий язык с ребенком и привести его в чувства:
- «Я могу тебя выслушать прямо сейчас или позже, но главное знай, что я всегда рядом и помогу тебе всем, чем смогу»
- «Давай обговорим твою причину стресса, представь, что я тот или иной человек, который сделал тебе неприятно, скажи мне всё, что накопилось в душе, и мы это обсудим»
- «Не бойся и не стесняйся плакать, если тебе это нужно сейчас»
- «Как ты думаешь, почему это могло случиться? Я думаю, я могу тебе помочь, если мы с тобой разберём эту проблему»
- «Спасибо тебе за доверие».
Старайтесь сохранять радикально-поддерживающую обстановку не только со своей стороны, но и со стороны другой части семьи. Пускай ребенок поймет, что его слышат, что его проблемы могут быть решаемыми с вашей или чужой помощью.