Буквально всем автолюбителям, живущим вне СССР,известны супермашины, на которых киношный злодей Фантомас «рассекал» пространство киноэкранов. «Вне СССР» – потому что советскому зрителю удалось посмотреть лишь трилогию 1964-1967 гг., в то время как фильмов о гениальном преступнике снималось куда как больше. «Нашпигованные» антишпионскими фишками автомобиличего только не умели. Даже летали!И все же вдлинной череде машин для антигероя настоящим возмутителем спокойствия был Citroen DS 19.
Удачный дебют
Малоизвестный факт: в свое время Citroen DS 19 занял 3-е место на престижнейшем конкурсе «Автомобиль века» и даже был любимой машиной Шарля де Голля. После Второй мировой войны руководство французского концерна вынашивало планы заменить флагманскую модель Traction Avant – на которой, кстати, ездил комиссар Мегрэ в экранизации произведений Ж. Сименона – однако разработки продвигались очень медленно. И все же в 1955 году новинку продемонстрировали в Париже, и она вызвала буквально шок. О громком спехе, в том числе и финансовом, также свидетельствовало количество предзаказов на Citroen DS– только за неделю их поступило свыше 80 тыс.
Собрание инноваций в одной машине
«Машина Фантомаса» благодаря усилиям дизайнеров получилась без радиаторной решетки, но с округлым «носом», который плавно сужался к «хвосту». Это давало кардинальное преимущество в сравнении с конкурентами, так как коэффициент лобового сопротивления у DS 19 был просто фантастическим по тем временам. Однако этот показатель мог быть еще впечатляющим, если бы разработчикам из-за монтажа двигателя не пришлось слегка увеличить высоту капота.
КСТАТИ. Капот у прославленного Ситроена был полностью алюминиевым. Причем до сих пор эта часть кузова считается одной из самых габаритных за всю практику мирового автомобилестроения.
Воздушность – главная черта, которая характеризовала Ситроен Фантомаса. Ибо большая площадь остекления и безрамочные боковые стекла наряду с тонкой крышей, по периметру отделанной хромированным молдингом, создавали неизгладимое впечатление. Причем сама крыша изготавливалась из стеклопластика (1955-й год!), и такой эксперимент с материалом был осуществлен впервые.
Что касается зеркал заднего вида, то они не отличались большими размерами и регулировались вручную. Однако стекла прекрасно показывали то, что нужно водителю, и крепились на тоненьких, элегантных хромированных ножках.
На дороге, но без Фантомаса
Наши современники, которым удалось протестировать сохранившиеся экземпляры Citroen DS 19 в реальных условиях, отзываются о нем только в превосходной степени. «Киношная» машина уверенно держится в плотном городском траффике на разрешенной скорости в 60 км/ч, а при необходимости может разогнаться до паспортных 140 км/ч. Приемистость мотора «француза» позволяет ему трогаться даже с третьей передачи, а чтобы затормозить, следует ногой нажать не на привычную педаль, а круглую кнопку. Правда, делать это нужно аккуратно, иначе «автомобиль Фантомаса» резко останавливается, клюнув носом. Такой нестандартный подход отразился и в инструкции по эксплуатации DS 19: перед выездом на дорогу новичкам рекомендовалось потренироваться.
История длиной в 20 лет
Легендарный Citroen неоднократно подвергался рестайлингу – ставилась более современная оптика (были даже поворотные фары), менялись размеры задних фонарей, устанавливались доработанные двигатели. Последний «автомобиль Фантомаса» покинул конвейер в 1975 году. Он успешно снимался в фильмах и продавался на протяжении 20 лет!