Найти в Дзене
Смотритель

Плохой и хуже некуда

Бытует мнение, что канон в литературе и кино — это истории, в которых плохие парни становятся хорошими. Мы — автор и его злое альтер эго — с этим совершенно не согласны и считаем, что канон также и обратное: когда хорошие парни становятся плохими. Не верите? Вот вам семь примеров из кино и литературы.

Люк, я твой отец!

Кадр из х/ф "Звёздные войны. Эпизод III"
Кадр из х/ф "Звёздные войны. Эпизод III"

Все, кто смотрели «Звёздные войны», уже догадались, о чем мы. Те, кто не смотрел, могут смело читать следующие примеры, а затем идти смотреть Star Wars (только по порядку, а то запутаетесь). Да, Энакин Скайуокер сначала был примерным джедаем и прямо-таки образцом хорошего парня. Но потом всё пошло по типичному сценарию: женщина, плохая компания и вот уже Энакин не Энакин, а Дарт Вейдер. Правда, стоит отметить, что в харизме он от этого не только не потерял, а даже приобрёл (всё-таки красивый металлический шлем делает своё дело). Впрочем мы не об имидже, а о факте превращения в целом.

Будь здрав, Макбет, будь здрав, король в грядущем!

Кадр из х/ф "Макбет" (2015)
Кадр из х/ф "Макбет" (2015)

После обращения к классическому произведению современной массовой культуры оглянемся в прошлое. Там вообще-то тоже немало историй про плохих парней. Взять хотя бы самую классическую классику — Уильяма нашего Шекспира. Про плохих парней он писал с завидной регулярностью, но самым, пожалуй, показательным примером является главный герой пьесы «Макбет». Тут опять не обошлось без женщины (даже четырёх женщин, но, так как три из них — ведьмы, то их отнесём к следующему пункту) и злых чар. Хотя, конечно, стоит признать, что по большей части Макбет справился с задачей превращения в по-настоящему плохого парня самостоятельно. Да ещё как справился: короля убил, друга убил, королевство кровью залил. В общем уверенно и смело пошёл по наклонной. А начиналось всё так красиво... Прямо как экранизация пьесы 2015 года выпуска с Майклом Фассбендером в главной роли.

Это лучшая твоя работа, Бэзил, лучшее из всего того, что тобой написано

Кадр из х/ф "Дориан Грей" (2009)
Кадр из х/ф "Дориан Грей" (2009)

Если уж пошли в литературу, то как не вспомнить «Портрет Дориана Грея». Оскар Уальд, ставивший красоту выше понятий добра и зла, с особым эстетизмом описал то, что в старых учебниках называли «моральным падением человека». Уальду же было ровным счётом всё равно, описывает он хорошего парня или же плохого. Главное — сделать это красиво. Вот он и сделал. Красиво, захватывающе, с огоньком! Описал полный джентльменский набор плохого лондонского парня 19 века: убийство, содомия, опиум, алкоголь, растворение останков дорогого друга в кислоте (или щелочи — сейчас уже трудно вспомнить). А начиналось всё тоже более-менее прилично. До сих пор литературоведы и моралисты спорят, что же погубило господина Дориана: одни говорят, мол, плохая компания сэра Генри, другие — сделка с дьяволом, третьи вообще считают, что хорошим господин Дориан никогда и не был. Но мы последней версии не придерживаемся.

Если ты создал меня, кто создал тебя?

Кадр из х/ф "Чужой: Завет" (2017)
Кадр из х/ф "Чужой: Завет" (2017)

Кстати, если вы ищите актёра, идеально подходящего на роль хорошего парня, который станет в конце фильма плохим, возьмите Майкла Фассбендера. Он блестяще отыграл эту роль не только в «Макбете» (2015 год), но и в «Чужом. Завет» (2017 год). В «Завете», на наш взгляд, получилось особенно ярко: вот в самом начале фильма приятный и наивный андроид Дэвид спрашивает своего создателя, откуда он появился, и смотрит на вас с экрана своими по-детски голубыми глазами. Сразу понимаешь: хорошего парня создали, доброго, любознательного... Потом этот же Дэвид спасает группу астронавтов, как бы случайно оказавшихся на его планете. Мы умиляемся и думаем, какой он всё-таки хороший парень... А потом выясняется, что этот творческий андроид позвал космических туристов к себе не просто так: он тут занимается селекцией нового вида плотоядных живых существ, и ему просто катастрофически не хватает биоматериала. Мило, не правда ли? Самое удивительное, что, сменив амплуа, Дэвид остаётся чудовищно обаятельным.

Ударь меня… Не хочу умирать без шрамов!

Кадр из х/ф "Бойцовский клуб" (1999)
Кадр из х/ф "Бойцовский клуб" (1999)

Если Майкл Фассбендер не согласится на роль парня, эволюционировавшего из хорошего в плохого, позовите Эдварда Нортона. У него это тоже неплохо получается. Если кто-то не понял (а вдруг!), это мы о чем, то мы вам всё равно не скажем, ибо первое правило Бойцовского клуба: «Никогда не упоминать о Бойцовском клубе».

Но да ладно, так и быть расскажем. История в общем-то тоже проста: жил себе жил офисный клерк, сканил ксеры, ксерил сканы, смотрел на обгоревшие трупы, летал из штата в штат на самолёте за счёт конторы, покупал икеевские столики, а потом бах — и начал морды бить. Притом не просто так бить, а со своей идей, философией. Даже целую революцию замутил. И подрыв высотного здания организовал, смешав что-то с чем-то (как и что точно мешать, читайте в оригинале, ибо в российском переводе романа смешивают кошачьи какашки с бензином... ну, сами понимаете...). О причинах внезапно разгоревшейся в главном герое «Бойцовского клуба» тяги к разрушению Чак Паланик, автор одноименного романа, по которому был снят фильм, говорит лишь намёками. Оно и понятно: художественная литература, как известно, ставит вопросы, но не даёт ответы (за ответами в non-fiction, пожалуйста). В общем концов не сыскать, поэтому книгофилы и киноманы так и спорят, отчего герою Эдварда Нортона крышу снесло: то ли из-за красотки Марлы, то ли зажатое внутренне «альтер эго» полезло наружу. В любом случае ещё один плохой (то есть экс-хороший) парень в нашей копилке есть.

Зло живёт внутри

Кадр из х/ф "Я видел дьявола" (2010)
Кадр из х/ф "Я видел дьявола" (2010)

Что-то мы всё о западном да о западном. Пора бы и на восток посмотреть. В фильме с говорящим названием «Я видел дьявола», главный герой после жестокого убийства жены маньяком-садистом задаётся целью этого самого маньяка найти и «обезвредить». Притом «обезвредить» в понимании главного героя — это физически устранить, притом в самой изощрённой форме. Так как жажда мести постепенно завладевает главным героем целиком и полностью, к концу фильма становится не очень понятно, кто же выступает в роли дьявола, о котором говорится в названии фильма: маньяк или не менее жестокий мститель.

Конец света был только началом...

Кадр из а/ф "Акира" (1988)
Кадр из а/ф "Акира" (1988)

Раз уж заговорили о востоке, то как не вспомнить один из величайших фантастических анимационных фильмов всех времён и народов — «Акиру». Но тут, кстати, хотя бы понятно, почему хороший парень Тэцуо стал плохим. Потому что сшиб на мотоцикле человека. Ну, точнее не просто человека, а ребёнка. Да, и ребёнка не простого, а над которым ставили эксперименты (это японский мультфильм, всё нормально!). Ну так вот сшиб, и понеслось: появились суперспособности, попал в лабораторию, сбежал из лаборатории, чуть не разнёс весь Нео-Токио, в общем наворотил столько всего, что и не упомнишь. И делал всё со злым умыслом как настоящий плохой парень. К счастью, закончилось всё хорошо: верный друг (естественно, хороший парень) остановил Тэцуо и предотвратил повторение конца света. Впрочем, там и без конца света всё было довольно плохо (то есть хорошо), поэтому смотреть категорически рекомендуем. Классика киберпанка всё-таки.

Вывод. Хорошие парни иногда становится плохими. Плохо это или хорошо, не нам судить, но то, что это беспроигрышно интересный конфликт для кино и литературы, — однозначно.