Бытует мнение, что канон в литературе и кино — это истории, в которых плохие парни становятся хорошими. Мы — автор и его злое альтер эго — с этим совершенно не согласны и считаем, что канон также и обратное: когда хорошие парни становятся плохими. Не верите? Вот вам семь примеров из кино и литературы.
Люк, я твой отец!
Все, кто смотрели «Звёздные войны», уже догадались, о чем мы. Те, кто не смотрел, могут смело читать следующие примеры, а затем идти смотреть Star Wars (только по порядку, а то запутаетесь). Да, Энакин Скайуокер сначала был примерным джедаем и прямо-таки образцом хорошего парня. Но потом всё пошло по типичному сценарию: женщина, плохая компания и вот уже Энакин не Энакин, а Дарт Вейдер. Правда, стоит отметить, что в харизме он от этого не только не потерял, а даже приобрёл (всё-таки красивый металлический шлем делает своё дело). Впрочем мы не об имидже, а о факте превращения в целом.
Будь здрав, Макбет, будь здрав, король в грядущем!
После обращения к классическому произведению современной массовой культуры оглянемся в прошлое. Там вообще-то тоже немало историй про плохих парней. Взять хотя бы самую классическую классику — Уильяма нашего Шекспира. Про плохих парней он писал с завидной регулярностью, но самым, пожалуй, показательным примером является главный герой пьесы «Макбет». Тут опять не обошлось без женщины (даже четырёх женщин, но, так как три из них — ведьмы, то их отнесём к следующему пункту) и злых чар. Хотя, конечно, стоит признать, что по большей части Макбет справился с задачей превращения в по-настоящему плохого парня самостоятельно. Да ещё как справился: короля убил, друга убил, королевство кровью залил. В общем уверенно и смело пошёл по наклонной. А начиналось всё так красиво... Прямо как экранизация пьесы 2015 года выпуска с Майклом Фассбендером в главной роли.
Это лучшая твоя работа, Бэзил, лучшее из всего того, что тобой написано
Если уж пошли в литературу, то как не вспомнить «Портрет Дориана Грея». Оскар Уальд, ставивший красоту выше понятий добра и зла, с особым эстетизмом описал то, что в старых учебниках называли «моральным падением человека». Уальду же было ровным счётом всё равно, описывает он хорошего парня или же плохого. Главное — сделать это красиво. Вот он и сделал. Красиво, захватывающе, с огоньком! Описал полный джентльменский набор плохого лондонского парня 19 века: убийство, содомия, опиум, алкоголь, растворение останков дорогого друга в кислоте (или щелочи — сейчас уже трудно вспомнить). А начиналось всё тоже более-менее прилично. До сих пор литературоведы и моралисты спорят, что же погубило господина Дориана: одни говорят, мол, плохая компания сэра Генри, другие — сделка с дьяволом, третьи вообще считают, что хорошим господин Дориан никогда и не был. Но мы последней версии не придерживаемся.
Если ты создал меня, кто создал тебя?
Кстати, если вы ищите актёра, идеально подходящего на роль хорошего парня, который станет в конце фильма плохим, возьмите Майкла Фассбендера. Он блестяще отыграл эту роль не только в «Макбете» (2015 год), но и в «Чужом. Завет» (2017 год). В «Завете», на наш взгляд, получилось особенно ярко: вот в самом начале фильма приятный и наивный андроид Дэвид спрашивает своего создателя, откуда он появился, и смотрит на вас с экрана своими по-детски голубыми глазами. Сразу понимаешь: хорошего парня создали, доброго, любознательного... Потом этот же Дэвид спасает группу астронавтов, как бы случайно оказавшихся на его планете. Мы умиляемся и думаем, какой он всё-таки хороший парень... А потом выясняется, что этот творческий андроид позвал космических туристов к себе не просто так: он тут занимается селекцией нового вида плотоядных живых существ, и ему просто катастрофически не хватает биоматериала. Мило, не правда ли? Самое удивительное, что, сменив амплуа, Дэвид остаётся чудовищно обаятельным.
Ударь меня… Не хочу умирать без шрамов!
Если Майкл Фассбендер не согласится на роль парня, эволюционировавшего из хорошего в плохого, позовите Эдварда Нортона. У него это тоже неплохо получается. Если кто-то не понял (а вдруг!), это мы о чем, то мы вам всё равно не скажем, ибо первое правило Бойцовского клуба: «Никогда не упоминать о Бойцовском клубе».
Но да ладно, так и быть расскажем. История в общем-то тоже проста: жил себе жил офисный клерк, сканил ксеры, ксерил сканы, смотрел на обгоревшие трупы, летал из штата в штат на самолёте за счёт конторы, покупал икеевские столики, а потом бах — и начал морды бить. Притом не просто так бить, а со своей идей, философией. Даже целую революцию замутил. И подрыв высотного здания организовал, смешав что-то с чем-то (как и что точно мешать, читайте в оригинале, ибо в российском переводе романа смешивают кошачьи какашки с бензином... ну, сами понимаете...). О причинах внезапно разгоревшейся в главном герое «Бойцовского клуба» тяги к разрушению Чак Паланик, автор одноименного романа, по которому был снят фильм, говорит лишь намёками. Оно и понятно: художественная литература, как известно, ставит вопросы, но не даёт ответы (за ответами в non-fiction, пожалуйста). В общем концов не сыскать, поэтому книгофилы и киноманы так и спорят, отчего герою Эдварда Нортона крышу снесло: то ли из-за красотки Марлы, то ли зажатое внутренне «альтер эго» полезло наружу. В любом случае ещё один плохой (то есть экс-хороший) парень в нашей копилке есть.
Зло живёт внутри
Что-то мы всё о западном да о западном. Пора бы и на восток посмотреть. В фильме с говорящим названием «Я видел дьявола», главный герой после жестокого убийства жены маньяком-садистом задаётся целью этого самого маньяка найти и «обезвредить». Притом «обезвредить» в понимании главного героя — это физически устранить, притом в самой изощрённой форме. Так как жажда мести постепенно завладевает главным героем целиком и полностью, к концу фильма становится не очень понятно, кто же выступает в роли дьявола, о котором говорится в названии фильма: маньяк или не менее жестокий мститель.
Конец света был только началом...
Раз уж заговорили о востоке, то как не вспомнить один из величайших фантастических анимационных фильмов всех времён и народов — «Акиру». Но тут, кстати, хотя бы понятно, почему хороший парень Тэцуо стал плохим. Потому что сшиб на мотоцикле человека. Ну, точнее не просто человека, а ребёнка. Да, и ребёнка не простого, а над которым ставили эксперименты (это японский мультфильм, всё нормально!). Ну так вот сшиб, и понеслось: появились суперспособности, попал в лабораторию, сбежал из лаборатории, чуть не разнёс весь Нео-Токио, в общем наворотил столько всего, что и не упомнишь. И делал всё со злым умыслом как настоящий плохой парень. К счастью, закончилось всё хорошо: верный друг (естественно, хороший парень) остановил Тэцуо и предотвратил повторение конца света. Впрочем, там и без конца света всё было довольно плохо (то есть хорошо), поэтому смотреть категорически рекомендуем. Классика киберпанка всё-таки.
Вывод. Хорошие парни иногда становится плохими. Плохо это или хорошо, не нам судить, но то, что это беспроигрышно интересный конфликт для кино и литературы, — однозначно.