Лидеры «Талибана»* утверждают, что в их правительстве широко представлены национальные меньшинства Афганистана. В частности, таджики. Давайте знакомиться.
Для начала небольшое отступление. Меня часто упрекают, что я рассматриваю нынешний военный конфликт в Афганистане через призму противоборства пуштунов с таджиками. И это правда. На данный момент у «Талибана»* нет серьезных проблем с узбеками, а хазарейцы по природе своей оказались не в состоянии оказать сопротивление пуштунам. Они предпочитают бежать в Иран. Власти этой страны заявляют о беспрецедентном количестве беженцев из Афганистана – свыше 3 миллионов человек.
Таким образом, единственной реальной силой, оказывающей сопротивления талибам (пуштунам) являются таджики. Почему? Таджики – вторая по численности нация Афганистана, незначительно уступающая пуштунам. Они вправе претендовать на ведущие роли в государстве и не желают быть людьми второго политического сорта. Нельзя упускать из внимания и тот момент, что таджики менее радикальные исламисты, чем пуштуны. Да, у южных таджиков очень сильны мусульманские традиции, но все же сказывается влияние северного светского соседа – Таджикистана. Нельзя забывать, что таджиками считаются такие великие просветители Центральной Азии, как Рудаки, Авиценна и Омар Хайям. Их чтит таджикская интеллигенция, которая вряд ли горит намереньем вернуться в Средневековье и жить по законам шариата.
Кто-то возразит мне: хорошо, таджики воюют с «Талибаном»*, но почему ты отождествляешь талибов с пуштунами. Так нельзя. Можно! Подавляющее большинство в «Талибане»* - пуштуны. И это не просто террористическая группировка, захватившая власть в стране, пользуясь отсутствием иных политических сил. «Талибан»* не мог бы взять власть в 1996 году, продержаться 5 лет, а потом 20 лет существовать в подполье и, в конце концов, победить, если бы не пользовался поддержкой национального большинства Афганистана – пуштунов.
Я считаю, что национальное противостояние пуштунов и таджиков это очень важный, но не единственный аспект гражданской войны в Афганистане. Не удивлюсь, что вскоре мы услышим о новом внутреннем расколе в самом «Талибане»*. Пуштунское общество Афганистана делится на два племенных союза. Это дуррани и гильзаи. Есть племена, не входящие в эти объединения, но они не имеют решающего значения. Так вот, верхушка «Талибана»* состоит из представителей дуррани и гильзаи. Первых относят к умеренным исламистам (насколько это возможно), а вторых к радикалам. Если вы услышите, что фамилия видного талиба Хаккани (за исключением одного, о котором речь пойдет ниже) – то это
пуштуны гильзаи. Они состоят в «Сети Хаккани»* – самой радикальной группировки, которую специалисты выделяют в отдельную союзную «Талибану»* террористическую организацию. «Сеть Хаккани»* самое жестокое и боеспособное крыло «Талибана»*, замеченное, кстати, в контактах с «ИГ»*. Но о расколе в среде талибов (а он уже давно наметился) я расскажу как-нибудь в другой раз.
Подавляющее число таджиков считают своих соплеменников на службе у «Талибана»* предателями. Чего только стоит название статьи, опубликованной таджикским публицистом Абдусалом Абдумановым «Талибы-таджики, гнуснейшее словосочетание исторического предательства». Каких только эпитетов не приводит автор в этом материале в адрес таджикских коллаборационистов. «Палачи, каратели и предатели нации» – самые, пожалуй, мягкие из них. Так кто же эти люди?
О Кари Фасихуддине – главнокомандующем вооруженными силами Исламского Эмирата, Маулави Амануддине и Шамсуддине Пахлаване – бывшем губернаторе и начальнике сил безопасности Бадахшана, я уже писал. Повторяться не буду. Ребята делят между собой горнодобывающую отрасль севера страны, не забывая о маке, конечно.
Еще один высокопоставленный таджик в «Талибане»* - и.о. министра связи Афганистана Мавлави Наджибулла Хаккани (Наджиб Раги). Он родился в районе Рагистан провинции Бадахшан 45 лет назад. Отец – таджик, мать – пуштунка. Учился в Пакистане в медресе Дар уль-Улюм Хаккания, которое закончили многие видные деятели «Талибана»*. Там вступил в тесную связь с «Сетью Хаккани»* (отсюда новая фамилия) и «Аль-Каидой»*. В начале 2000-х воевал с американцами на юге Афганистана, а затем вернулся на родину – в Бадахшан. Здесь сколотил небольшой партизанский отряд из таджиков и узбеков, сторонников «Талибана»*. После прихода к власти талибов, взял под контроль добычу золота в Рагистане – самом богатом золотодобывающем уезде Бадахшана. Известен своей жестокостью и казнями афганских солдат правительственной армии. Находится под покровительством «Сети Хаккани»*. Умеренные талибы относятся к нему с опаской и полагают, что в любой момент Наджибулла Хаккани может переметнуться на сторону «ИГ»* или Ахмада Масуда.
Кари Дин Мохаммад Ханиф - и.о. министра экономики Афганистана. Таджик из уезда Яфтали-Суфла провинции Бадахшан. Родился в 1955 году. Учился в Пакистане, где сошелся с талибами. Во времена их первого правления (1996-2001) занимал пост министра планирования и высшего образования Исламского Эмирата Афганистан. Во время американского правления руководил талибским подпольем в Бадахшане и Тахаре, но о серьезных боевых успехах ничего не известно. С 2013 года служил в Дохе сотрудником представительства «Талибана»*. По некоторым сведениям ярый сторонники сближения «Талибана»* с «Аль-Каидой»*.
Среди таджиков, сторонников «Талибана»*, есть несколько деятелей рангом поменьше. Среди них Дуба Талбан – лидер талибов Нусая. По некоторым сведениям именно нусайские талибы несут ответственность за «Бадахшанскую резню» - убийство в 2010 году 10 врачей Международной миссии содействия. Пишут, что на сторону талибов перешел генерал Дин Мохаммад Джурат – панджшерец, в прошлом высокопоставленный чиновник, заместитель Генерального секретаря Совета национальной безопасности Афганистана. И другие…
P.S. Ставим лайк. Обсуждаем. Главное – не молчим.
*«Талибан», «ИГ», «Сеть Хаккани», «Аль-Каида» - террористические организации, запрещенные в России.
Илья Гусаров