Инженер АО "Тандер" Дмитрий Зуб в рамках конкурса "Лидеры строительной отрасли" обозначил проблемы развития индивидуального жилищного строительства в сельской местности и предложил пути решения, которые стали базовыми при разработке суперсервиса для строительства частных домов в России.
Бета-версия суперсервиса "Цифровое строительство"строим.дом.рф разработана на базе Единой информационной системы жилищного строительства и будет интегрирована с такими информационными системами, как Госуслуги, Росреестр, Главгосэкспертиза, что в дальнейшем позволит в один клик запускать строительство индивидуальных домов по принципу одного окна.
В интервью директор платформы ЕИСЖС Александр Лукьянов отметил, что для стандартизации ИЖС при участии экспертов ДОМ.РФ компанией был проведен конкурс типовых проектов, на основании которого разработан законопроект о внедрении в данном сегменте системы эскроу и проектного финансирования, призванный удовлетворить спрос россиян на проживание в собственных домах и одновременно увеличить ввод жилья в стране.
Принцип 1. Изъятие в пользу муниципалитетов заброшенных участков, приобретенных с привлечением маткапитала в случае отсутствия активных строительных работ
При выборе участка под строительство люди часто наталкиваются на заброшенные участки с полуразрушенным домом, который когда-то был куплен за материнский капитал для обналичивания средств. При этом собственники проживают в другом населённом пункте или даже регионе. Так как такой участок находится в совместной собственности, в том числе и у несовершеннолетних детей, вероятность его покупки ничтожно мала. Как следствие, подобные участки стоят заброшенными долгие годы.
В случае отсутствия активных строительных работ в течение 5-7 лет после покупки законопроект предусматривает изъятие заброшенных участков в пользу муниципалитетов, которые в дальнейшем продают изъятые участки на открытых торгах (аукционах).
Данные меры позволят уменьшить количество заброшенных участков в сельских поселениях и обеспечат дополнительные поступления средств в муниципальные бюджеты.
Принцип 2. Исправлять допущенные когда-либо ошибки в землеустройстве за счет государства
Собственник участка, приобретенного без межевания, сталкивается с проблемой наложения соседних участков на публичной кадастровой карте. В результате для внесения поправок в публичную кадастровую карту собственнику приходится договариваться или судиться с соседями. Все расходы несёт собственник. Представьте себе, если таких смежных участков 5-10 штук!
Почему это произошло? Возможно две причины: либо ошибки кадастрового инженера, либо изменения, произошедшие в системе учета координат. Почему это должно обременять собственника?
Законопроектом предусматривается исправление допущенных когда-либо ошибок землеустройства за счет государства, при этом собственник земельного участка со своей стороны оплачивает только пошлину за оформление документов. Размер пошлины уточняется.
В результате предлагаемых мер ожидается уменьшение срока оформления приобретенного участка и затраты нового собственника на оформление документов. Также это должно положительно отразится на тенденции уменьшения количества заброшенных проблемных участков в сельских поселениях.
Принцип 3. Субсидирование со стороны государства собственников, которые обратились к официально оформленным строительным организациям
Квалифицированных строителей в сельских поселениях найти невероятно тяжело. Большое количество "серых" непрофессиональных горестроителей делают жизнь собственников страдальческой.
Законопроектом предусматривается на региональном уровне вести реестр строительных организаций, проводить периодическую проверку самозанятых граждан в строительстве и субсидировать собственников, которые обратились к зарегистрированным строительным организациям, либо к самозанятым, которые указали строительство как направление своей профессиональной деятельности. Доля субсидии государства уточняется. Но мне кажется она должна составлять не менее 50% от средств собственника. Должны быть проработаны льготные условия субсидирования (70-85% от средств собственника) для особых категорий граждан (многодетные семьи, ветераны войны, инвалиды и др.).
Ожидаемый эффект: собственник участка в открытом доступе имеет официальный список организаций и самозанятых в строительстве, при этом доля "серых" строительных бригад сократится, в результате чего увеличатся налоговые поступления в бюджет.
Принцип 4. Кредитование типовых проектов и проектов повторного применения
Как правило собственники участка не имеют точного представления о конечной стоимости и сроках строительства.
На региональном уровне предусматривается сформировать базу типовых проектов и проектов повторного применения; выстроить цепочку: выбор проекта с определённой стоимостью - выдача льготного кредита под залог строительства - выполнение строительства рекомендованным подрядчиком. При этом все риски по качеству, срокам, завышению стоимости строительства несёт кредитная организация. Заказчик вправе отказаться от предоставления кредита при выявлении существенных недостатков в работе при приёмке объекта.
Как итог - чёткое понимание стоимости строительства и уверенность в результате.
Принцип 5. Лимитирование стоимости подключения домовладения к газу и другим энергосетям
Завышенная стоимость подключения к газовой сети, даже если магистральная труба проходит по меже или за забором заставляет собственников обращаться к неквалифицированным организациям, что приводит к авариям на газовых сетях. При запросе сметного расчёта в гос. расценках (ГЭСН, ТЕР, ФЕР), газовики отвечают, что у них свои расценки.
Законопроектом предусмотрено обязать газоснабжающие организации предоставлять сметные расчеты в гос. расценках по аналогии с тем, как это требуют бюджетные заказчики от коммерческих организаций и установить стоимость подключения домовладения к газу в размере не более 150 000 руб. (как пример). В случае превышения стоимости - предоставления компенсации со стороны государства.
Это позволит добиться прозрачности в ценообразовании со стороны газовиков и увеличить долю газифицированных домов.
Принцип 6. Выделение субсидий на благоустройство территории.
Построив дом и забор собственники не особо заморачиваются с обустройством прилегающей территории перед домом. В результате улицам сельских поселений не хватает эстетической привлекательности.
Выделение субсидий для частичной компенсации на обустройство территории, находящейся на балансе муниципалитета и примыкающей к частным домовладениям, а также утверждение минимальных требований к благоустройству при использовании выделенной субсидии позволит облагородить придомовые частные территории.
Ждем с нетерпением альфа-версию суперсервиса по цифровому строительству и утверждение данного законопроекта.