КАК ВОКАЛИСТУ ЗАНИМАТЬСЯ ДОМА
Вопрос вполне резонный, так как, столкнувшись с грудой различных вокальных упражнений, подчас очень трудно определиться с тем, как это все дозировать для себя с пользой.
Во-первых, самостоятельное домашнее занятие состоит из следующих основных частей:
- обязательный «разогрев» голосовых связок,
- работа над репертуаром,
- пропевание стилистических упражнений (создание джазовой импровизации, работа над пассажами и тембровыми приемами в музыке поп, рок и соул, работа над мелизматикой в академическом вокале и т.п.),
- обязательное «охлаждение» голосовых связок в конце занятия.
«Разогрев» голосового аппарата- это приведение его в рабочее путем достижения эластичности тканей, его составляющих. Эластичные связки хорошо растягиваются, позволяя брать самые разные ноты вашего диапазона, при этом хорошо смыкаясь и не пропуская воздух. В технологию разогрева обязательно входят упражнения на компрессию голосовых связок, а также упражнения «стретчингового» типа.
Суть в том, что они должны быть звуковыми, или если еще точнее, «шумовыми», то есть имитирующими не певческие звуки, а механические, звуки животных и т.п. Этому есть свое обоснование.
Во-первых, голосовым связкам совершенно безразлично, какую гласную вы поете, стробоскопия ясно показывает, что при пропевании различных гласных они смыкаются одинаково. Различия наступают на уровне артикуляционного аппарата, в связи с их произношением, и зависят от типа гласной (широкая-узкая), от положения языка вокалиста, его нёба и т.д. Недаром для разных языков существуют разные «сложные» гласные.
Распеваться надо от удобных нот к краям вашего диапазона вверх и вниз, постепенно, не форсируя процесс. В перерыве между упражнениями хорошо пить воду комнатной температуры, помогающую смачивать голосовые связки. Помните, что излишняя сухость воздуха плохо влияет на них, а наши помещения, особенно в зимний период, в отопительный сезон часто имеют эту особенность. Кроме того, почти никто из нас не выпивает рекомендованный врачами минимум воды, отсюда некоторая степень обезвоженности наблюдается почти у каждого. Но что допустимо для обыкновенного человека - не допустимо для вокалиста.
Есть смысл не распеваться на гласные звуки, а использовать их уже после разогревающей распевки, для отработки различных вокальных приемов: речевой позиции, twang, фальцета и т.п., или же отработки разных позиций частей голосового аппарата (гортани, языка, мягкого нёба и т.д.). Используются гласные также и для развития дыхательной выносливости при выполнении специализированной тренировки.
В любом случае, подобные упражнения выглядят либо как последовательность звуков, например гаммы, пропеваемой в восходящем движении в речевой позиции, и в нисходящем и т.п., либо как пение на одной ноте. К мелодическим вокализам, столь любимым в вокальной академической практике, подобные упражнения никакого отношения не имеют. Таким образом, любой академический вокализ может быть успешно заменен пропеванием любимой песни в неэкстремальном диапазоне, будет точно таким же. Справедливости ради, надо сказать о том, что вокализы составлены с определенной вокально-технической целью и, пропевая, тот или иной вокализ, мы решаем задачу, достигаем определенного, поставленного результата.
А вообще, надо всегда следовать принципу нужности упражнения, его направленности на конкретную цель: общую или частную. Ведь очень часто педагог говорит: «Разогреем голос - споем вокализик!», или же сам не отдавая себе отчет о сути данного явления (в худшем случае), или не сочтя нужным объяснить смысл предлагаемого своему студенту.
Следует понимать, что «разогрев» - это метафора, образное понятие, и к температуре голосовых связок не имеет никакого отношения.
Возьмите себе за правило вникать в суть упражнений и не делать ничего бесполезного. Ради этого не грех задать преподавателю вопрос, на что именно направлено конкретное.
Сколько же нужно разогревать голос, напрямую зависит от времени суток, в котором вы начали заниматься, а также от вашего индивидуального состояния.
Так, если вы занимаетесь утром, что совершенно не противопоказано, вопреки утверждениям многих педагогов, что «ну ни в коем случае», то вам потребуется больше времени на разогрев голоса.
Ведь это логично, не все вокалисты имеют возможность заниматься днем: как раз очень часто день начинается с домашних занятий (или же с занятий с педагогом), после чего вокалист идет на студию, на конкурс, концерт или же преподавать. Что же теперь, не заниматься? Излишне говорить, что вокалист должен быть отдохнувшим и выспавшимся, поэтому никто не говорит о занятиях в 5 или 6 утра... Физическая форма и общее самочувствие являются главным и единственным условием возможности или невозможности тренировок.
Мне же часто приходилось слышать мнение, что до полудня - ни-ни, даже и думать не стоит о вокале, так как можно сорвать голос. Давайте разберемся, в чем тут дело.
Да, часто во второй половине дня голос действительно звучит лучше, чем с утра, но связано это не с временным отрезком, а с тем фактом, что за прошедшие полдня вы уже успели переговорить с некоторым количеством людей. Разговор - это тоже гимнастика, в той или иной степени он также способствует приведению связок в эластичное состояние. Таким образом, чем меньше промежуток времени между вашим сном и занятием (а ведь многие вокалисты могут проснуться и в час дня после ночного концерта) - тем дольше потребуется разогревать голос.
Так что если вы занимаетесь с утра или же немного времени прошло после сна, то разогревать голос надо не менее получаса. Тут очень важен ваш собственный слух, поскольку вы должны уметь слышать эластичность связок. Когда они начинают хорошо растягиваться и смыкаться на всем протяжении вашего рабочего диапазона, без сипа, шипения и побочных шумов (естественно, речь идет о здоровых голосовых связках) – цель достигнута, и можно переходить к следующему этапу, работе над репертуаром, а об этот в следующей статье.
Есть ещё ряд простых рекомендаций:
- Не пойте, если чувствуете, что голос уже начинает уставать, "подсаживается" (особенно на речевом голосе это сразу становится заметно).
- Если вы не понимаете, правильно ли что-то делаете и как звучите, можно себя записывать на обычный диктофон. Спели, например, отрывок из песни или упражнение, послушали, услышали, что можно исправить, повторили.
- Не работайте с песней, не настроившись сначала на упражнениях. Это профессионалы могут так делать, и то, многие все-таки предпочитают сначала настраиваться. А уж новичкам это просто необходимо.
В целом - это пока все, что мне есть сказать по поводу начала работы вокалиста в домашних условиях. По всем возникшим вопросам, обращайтесь. Желаю всем творческих успехов и здоровья!