Финал в Выборге
О серьезном настрое англичан и французов Сталин знал из донесений советской разведки и был крайне встревожен. Появление в Финляндии союзного экспедиционного корпуса означало войну с Англией и Францией и окончательное присоединение к гитлеровскому блоку. Избежать такого сценария можно было лишь одним способом – как можно скорее завершить Зимнюю войну, причем с сохранением независимости Финляндии. Ведь в случае провозглашения Суоми советской республикой союзники все равно могли начать вторжение под лозунгом осовобождения угнетенного народа.
Показательно, что именно в начале февраля, когда англо-французы обратились с запросами к Швеции и Норвегии проект «Терийокского правительства», тихо свернули, в Красная армия приступила к новому штурму Линии Маннергейма. Поскольку подготовились к нему более основательно, операция развивалась успешно. К началу марта советские части прорвали вторую и третью оборонительнуые полосы, выйдя на подступы к Выборгу.
Падение главного города Карельского перешейка открывало путь вдоль южного побережья Финляндии где концентрировалась большая часть населения и основной промышленный потенциал Суоми. Шансов на победу у финнов не оставалось. Конечно, можно было продолжать партизанскую войну в центральной и северной частях страны, но именно по части антипартизанской войны Красная армия накопила большой опыт…
В общем, прибывшая в Москву финская делегация особо не спорила и 12 марта она подписала мирный договор, отодвигавший границу на Карельском перешейке от Ленинграда в среднем с 30 до 150 км. Разумеется, теперь уже без всякой территориальной компенсации.
Для Москвы это был лучший выход. Программа-минимум, для выполнения которой война начиналась, оказалась перевыполнена. С Англией и Францией Советскому Союзу воевать не пришлось, и в одну упряжку с фюрером Сталин не впрягся.