Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Пассажиры уточнили окончание полёта

Оглавление

Юрий Мамонтов

«…Не стоит отправляться в дальний путь, На посошок не «притаранив» тост, Хотя б поллитру не приняв «на грудь»… Полёт без «подогрева» - псу под хвост!

А после нам «болтанка» нипочём, Айда, покурим! Времени – вагон!.. Не парься, парень, будет всё путём!.. Не лезь, «правак», к трудягам на рожон!..

Чего распсиховался ты, летун?! Твою «центровку» леший бы побрал !.. Не рви души блатной ранимых струн – Сиди вон и ворочай свой штурвал !..

А после – взрыва вырвавшийся звук, И – тишина, принявшая удар… Куски металла, кожи, ног и рук… И над поляной – лёгкий перегар…»

(Ольга Жогло)

Фотографии из архива автора
Фотографии из архива автора
-2

22 мая 1978 года произошло происшествие с вертолётом Ми-2 близ Тобольска. Командир на вертолёте Ми-2 обслуживал строительное управление. При входе в зону аэродрома Тобольск связь с Ми-2 прекратилась, а шедший за ним Ми-8 доложил: «Ми-2 упал в Иртыш».

Восстанавливают хронологию событий. На высоте примерно 200 метров вертолёт Ми-2 перешёл на снижение, были действия командира для выполнения посадки в режиме самовращения несущего винта, более того — он отвернул от стоящих речных судов и от населённого пункта. При выполнении посадки на воду произошло опрокидывание вертолёта и через минуту он погрузился на дно реки на глубину пяти метров. За мгновения до этих драматических событий был радиообмен командира с аэропортом посадки. Голос спокойный и уверенный.

Комиссия выполнив расчёты подтвердила, что топлива в баках было достаточно и двигатели встали по причине прекращения подачи топлива. Вероятно утечка топлива произошла по причине обнаруженной трещины в районе крепления насосов подачи топлива в двигатели. ГосНИИ ГА отверг эту причину и указал, что трещина появилась в результате удара и разрушающей нагрузки. Помимо пилота на борту было два пассажира.

Начальник Тюменского Управления Гражданской Авиации на основании заключения судебно-медицинской экспертизы не исключает, что кто-то из двух пассажиров на борту закрыл пожарные краны тем самым перекрыл подачу топлива в двигатели. Но кто ? (действительно руки было некуда девать, и надо всё потрогать после употребления горячительного).

-3

Ниже описываемые события могут разниться с теми, о которых где-либо кто-то читал, слышал или может быть знакомился в оригинале…. С этого случая прошло пятьдесят лет.

-4
-5

Итак. Заключительный рейс 697 в тот злополучный сентябрьский день в Магнитогорск. На лётном поле аэропорта посёлка Полоцкое готовится к вылету трудяга Ан-2. В этот день этот рейс оканчивает тяжёлый рабочий день аэропорта. Уставшая от организации посадок на самолёты дежурная Надежда нервничает от пьяной группы пассажиров тянущихся на посадку в самолёт на Магнитогорск. Оставшаяся на земле, уже бывший бригадир этой группы рабочих, просит посадить на борт всю бригаду: «Они летят домой. Ну посадите их. Их ждут дома !».

Командир Ан-2, выглядывая из кабины торопит: «Надежда, ну сколько можно , мы опаздываем с вылетом !». Бригада рабочих, радуясь скорой встречи с семьями, заработанными деньгами, хорошими прощаниями, оживлённо комментируют просьбу дежурной и торопливость командира Ан-2: «Командир, выпьем на дорожку вместе! Ты непротив ?».

Уставшая бригадир рабочих упрашивает дежурную аэропорта посадить всех на рейс в Магнитогорск. Отдельных дежурная подсаживает, чтобы они могли забраться на борт с разными сумками и мешками. Кто-то пытается её случайно обнять. У кого-то выпадают из сумок подарки детям. Подарки подбирают и бросают в салон Ан-2.

На борту 12 вахтовых рабочих. Для них работа закончилась. Для пилотов Ан-2 продолжается. Правый пилот Ан-2 проходит по салону и проверяет ремни, напоминает: «Пристегните ремни, пожалуйста!». Командир из кабины: «Юра, давай быстрей! К запуску ! Опаздываем!». «Пристегните ремни !» - напоминает правый пилот, проходя по салону Ан-2. Кто-то из пассажиров: «Давай лётчик быстрей, мы торопимся !». Пилот спотыкается об ногу пьяного пассажира. Зло озирается на ехидного пассажира. «Я проверил !». Все пассажиры заняли свои места и пристегнулись ремнями к скамейкам, идущим вдоль бортов, центровка самолёта не нарушена. Погода солнечная. Близится конец дня. Запуск двигателя. Выруливание для выполнения взлёта.

Ничто не предвещает беды. Самолёт оторвался от поля аэропорта в 16.23. До гибели остаётся всего 12 минут. «96221 взлёт произвёл, разрешите разворот на Магнитогорск». «96221 разворот с круга на Магнитогорск разрешаю, связь по направлению, счастливого полёта», «Конец связи».

Экипаж Ан-2 в наборе высоты. Заданная высота полёта на Магнитогорск набрана. Ясная погода. Ветер не мешает пилотированию. А что среди пассажиров ? Там идёт гульба. Кто-то достал ещё одну бутылку, и ещё. Потом отстегнув ремни встали несколько пассажиров. «Парни, у них там ведро есть ? Открой хвостовую дверь.», «Я курить хочу!», «Я тоже !», « И я». Несколько человек пробираются через открытую без разрешения командира Ан-2 дверь в хвостовую часть самолёта. На штурвале командира появились давящие усилия, триммером он начал их снимать. Не успевает. Правый пилот открывает пилотскую кабину и включает сирену : «Немедленно назад ! Самолёт разобьётся ! Немедленно назад! На свои места !! »

Самолёт начал медленно переходить в набор высоты и терять скорость. Командир кричит: «Они нас убьют !!». Правый пилот выпрыгивает со своего места и бросается на пьяных пассажиров. Тянет первых попавшихся назад на свои места, в это время его хватают за рукав рубашки, рубашка пилота рвётся в двери в хвостовую часть Ан-2. Кто-то пытается пилота ударить и ему удаётся это сделать, кровь брызнула на пол кабины. «Назад на свои места !! Назаааад !!».

Уже кричит командир из пилотской кабины: «Юра, тащи всех вперёд на сиденья!! Тащи их !!». Ан-2 задрал нос в небо. Штурвал командиром полностью отдан от себя. Угол набора предельный. Скорость упала окончательно. «НАЗАД НА СВОИ МЕСТА !! НАЗ….».

Правый пилот скользит ботинками по полу кабины, тащя трёх пассажиров на свои места в сторону кабины пилотов. Самолёт Ан-2 выходит на тряску, затем на сваливание и ….. Крики в салоне... . Обломки самолёта и трупы пассажиров, экипажа обнаружены в 35 км от Полоцкое. Кровь пилота на полу пассажирской кабины в районе двери в хвостовую часть самолёта, там же в проёме двери кусок рукава рубашки пилота, в петле двери остатки человеческой кожи (пилота). Замки привязных ремней всех пассажиров расстёгнуты.

-6

Мнение автора: «Если это было действительно так, то необходимо было своевременно перевернуть самолёт с креном 110 градусов и положить весь самолёт на снижение. Нельзя было допускать выход самолёта на сваливание. Затем, после всех криков пьяных затормозить винтом снижение, создав продольную перегрузку, чтобы они свалились вперёд к кабине пилотов, и уже потом произвести посадку на вынужденную. Всё!!

В 1960-х я, подросток, был свидетелем, когда в кабине Ан-2 по причине двух вставших пассажиров и пошедших покурить зазвучала сирена и окрик пилота посадил их на свои места. Там всё обошлось. Много позднее на аэродроме ДОСААФ Логиново я наблюдал как командир Ан-2 отчитывал группу парашютистов, которые перед прыжком сгрудились в проёме двери, тем самым создали опасные ощущения в пилотировании.

-7

Предыдущая часть:

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Юрий Николаевич Мамонтов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен