Найти тему

ПОБЕДА "ПО ОЧКАМ". Почему СССР не хотел захватывать Суоми? Часть 3.

В кого целило «Острие копья»

С Самого начала Второй мировой войны в Париже и Лондоне исходили из того, что пакт Молотова – Риббентропа превратил Советский Союз в союзника Третьего Рейха. Конечно, в отношении конфликта Германии с Англией и Францией Москва пока соблюдала нейтралитет, но сами англичане и французы считали себя вправе при необходимости нанести удар по Советскому Союзу.

Логика рассуждений была примерно следующей. Война с Финляндией усилит политическую изоляцию Москвы и заставит ее в большей части ориентироваться на Германию. Гитлер, разумеется, постарается впрячь Сталина в свою колесницу сначала через расширение экономического и военно-технического сотрудничества, а затем и через заключение военного союза для совместной борьбы с западным блоком. Что именно Гитлер захотел бы получить от Сталина на первом этапе, представлялось очевидным – нефть, которой категорически не хватало для производства горючего.

Соответственно основное содержание составленного английскими и французкими генералами плана Pike («Острие копья») первоначально предполагало лишь авиаудар по бакинским нефтепромыслам. Но уже в варианте, датированном февралем 1940 года, говорилось о вторжении в СССР с южного и северного направлений: на юге через Кавказ, а на севере – через Финляндию. При этом в Париже проявляли больше воинственности, в Лондоне же предполагали действоввать хитрее и перебросить в Суоми эвакуированные в Англию подразделения польской армии, подчинявшиеся эмигрантскому правительству Владислаава Сикорского.

Финны обеими руками голосовали за любые предполагаемые им варианты и в свою очередь просили, чтобы англо-французкая авиация отбомбилась не только по пограничной Мурманской железной дороге, но даже по Москве и Ленинграду.

Англо-французы такие варианты обдумывали, а в феврале 1940 года решили запросить согласие норвежского и шведского правительств на предмет высадки в Скандинавии союзнического экспедиционного корпуса, предназначенного для действий против Красной армии. Хотя шведы и норвежцы и посылали к финнам своих добровольцев, но здесь они начали колебаться, поскольку прекрасно понимали, что именно их страны станут в согласия ареной боевых действий. Тем не менее 2 марта премьер Эдуард Даладье объявил, что Франция готова выделить для отправки в Финляндию 50 тысяч солдат и 100 бомбардировщиков.

Свое слово англичане должны были сказать 12 марта – на собирающемся по этому поводу координационном совещании. НО НЕ СКАЗАЛИ…

Продолжение следует…

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2

ЧАСТЬ 4