В 1973 году Екатеринбург-Свердловск праздновал юбилей — 250 лет.
Было издано много «официальной» литературы, положенной большому городу по статусу: путеводители, презентационные издания, книги по истории. Все они так или иначе визуально эксплуатировали городскую тематику — историю, трудовые подвиги и героев труда, новостройки, городские достопримечательности и знаковые места. Визуального ряда в те времена было не особо много, и если добавить строжайший выходной контроль со стороны партийных и советских органов, в книги могло попасть лишь самое-самое выверенное, правильное и важное.
Анализируя накануне трёхсотлетия Екатеринбурга визуальный ряд, допущенный к печати в 1973 году, можно однозначно определить, что же было одной из общепризнанных доминант и основой брендинга города, если применить к тому периоду современные подходы и терминологию.
Есть очевидные закономерности.
1. Презентационное полноцветное издание «Свердловск 250 Swerdlowsk», Внешторгиздат, 1973 год. На русском и немецком языках.
На обложке — городская ратуша и — графикой — фрагмент фигурного забора, который был популярен в столице Урала.
2. «Свердловск», путеводитель-справочник. Средне-Уральское Книжное Издательство, 1973 год.
На обложке: Ратуша и фрагмент того же самого забора.
Заборы, в частности — на набережной городского пруда — важная деталь на ряде фотографий-иллюстраций.
3. Свердловск. Экскурсии без экскурсовода. Средне-Уральское Книжное Издательство, 1973 год. На форзаце, как один из значимых элементов — забор, а на столбике — шарик.
4. Очерки истории Свердловска 1723-1973, Средне-Уральское Книжное Издательство, 1973 год. Редакционная коллегия — партийное начальство во главе с первым секретарем Свердловского ГК КПСС Л.Ф. Бобыкиным.
Обложка — стилизованный кованный орнамент, форзац — решётка, на первой же иллюстрации — «исторический забор», единственный графический элемент — стилизованный заборчик.
5. Фотоальбом «Признание», Средне-Уральское Книжное Издательство, 1973 год. Текст Д.Лифшица, Фотографии Н.Медведевой. Оформление и макет Я.Чернихова.
Обложка — обложка, форзац — однозначно отсылка к элементам заборов и оград Екатеринбурга. Первая же фотография — городская ратуша сквозь фрагмент ограды-забора.
Тут имеет смысл сделать экскурс в год 1963, год 240-летия Свердловска.
«Свердловск», путеводитель-справочник, Свердловское Книжное издательство, 1963. Этот справочник уникален и крайне ценен для города тем, что иллюстрации для него сделаны великим Виталием Вловичем. И среди них — та же городская ратуша с прорисованным забором. Тема заборов явно прослеживается и в фотографических иллюстрациях.
В 1966 году многие фотографии и рисунки Виталия Воловича были воспроизведены в новом справочнике-путеводителе. И ратуша с забором уже находится в начале, в разделе «Памятные места и памятники». Заборы встречаются и на других иллюстрациях и фотография.
Однозначно, в 1973 году здание городской ратуши и заборы — вот доминанты Екатеринбурга и элементы его идентификации, берущие начало еще в 60-х. Они — неотъемлемая часть городского ландшафта, узнаваемая и встроенная в жизнь горожан.
Скажем так — если сам Виталий Волович прорисовывал на своих миниатюрах для титульного городского издания колечки городских оград, то это что-то значит.
Естественно, есть и другие значимые объекты, но «обложка» перевешивает всё.
Для Екатеринбурга заборы и заборчики, ограды, выполненные в разных стилях и разных техниках — важнейший элемент исторического брендинга, узнаваемая и важная деталь. А значит — основа для современного взгляда и продвижения города.
Для кого-то — помеха, а для Екатеринбурга — история и традиция.
Все использованные изображения принадлежат законным правообладателям и воспроизведены исключительно в целях визуального цитирования в краеведческом материале.