Долгое время я была уверена в том, что Железнодорожный в Калининградской области – это город. Однако, это место оказалось посёлком. Но каким! Совершенно удивительным и прекрасным, настоящим кусочком старой Европы.
Железнодорожный расположен на самой границе с Польшей и является пограничной зоной.
Совершенно не поворачивается язык называть это место посёлком: тут так хорошо, что в Железнодорожном ощущаешь себя как в самом настоящем европейском городке.
Самое удивительное в том, что посёлок активно восстанавливают и реставрируют. На центральных улицах кипят работы по реставрации фасадов, множество старых домов уже выглядят как с картинки. Ведутся работы и над восстановлением кирхи.
Есть, конечно, и много разрушенных, разваленных и сгоревших домов, но по сравнению со многими другими городами (и уж тем более, посёлками) области, Железнодорожный выглядит сказочно хорошо.
В центре посёлка, на главной площади, есть чистый общественный туалет, находится на первом этаже обычного жилого дома. Выглядит всё очень прилично, на кассе сидит милая старушка, за вход берут 20 рублей с человека. Туалет очень чистый, и вообще, туристам в Железнодорожном были рады.
Также тут есть аутентичное кафе "Патефон", в котором, помимо еды и кофе/чая, продают сувениры о посёлке. Футболки с принтами Гердауэна, пряники, магниты и прочее, прочее... Сотрудницы кафе очень приветливы, погулять по улочкам и зайти в "Патефон" за кофе - одно удовольствие.
Население посёлка - всего 2600 человек. До 1946 года место называлось Гердауэн (Gerdauen).
Город Гердауэн был основан в четырнадцатом веке. В 1325 году рыцарь Тевтонского ордена Генрих фон Айзенберг построил здесь каменный замок и плотину с мельницей.
В Гердауэн стали прибывать переселенцы из Германии, обустраивавшиеся вокруг крепости, и со временем город стал довольно крупным.
В 1409 году в Гердауэне была открыта школа. В шестнадцатом веке город пережил два крупных пожара, а спустя двести лет, в восемнадцатом веке, большая часть населения города пострадала от чумы. В живых осталось около 800 горожан.
В довоенных немецких путеводителях по Пруссии Гердауэн упоминается как популярный туристический маршрут.
После Второй мировой войны Гердауэн вошёл в состав СССР, в 1946 году был переименован в Железнодорожный.
В советское время Железнодорожный процветал, здесь работала крупная пивоварня (бывший немецкий "Киндерхоф"), маслодельный и кирпичный заводы. В 2012 году пивоваренный завод прекратил своё существование, здание разрушалось, местные жители разобрали его на кирпичи.
На территории Железнодорожного сохранились развалины Орденского замка четырнадцатого века - можно подняться на холм и осмотреть остатки стен и сооружений, и Орденская кирха пятнадцатого века.
Радует, что старые дома восстанавливают и реставрируют.
Возможно, скоро будет восстановлен весь исторический центр Железнодорожного. По крайней мере, сейчас это дело идёт активно и бодро.
Замковая мельница 1909 года - остались только фрагменты здания, но есть надежда, что мельницу восстановят.
С большим удовольствием мы прогулялись мимо мельницы к холму с развалинами Орденского замка. Место очень живописное.
Фрагменты стен и замковых сооружений:
Старые конюшни, можно зайти внутрь, там остались стойла для лошадей и даже старинные железные уздечки:
Нам очень понравилось гулять по этому "посёлку" (до сих пор хочется называть Железнодорожный "городом"!).
Создаётся ощущение, что за восстановление бывшего Гердауэна взялись всерьёз, и в ближайшие годы он будет становиться всё прекраснее.
Помимо европейского наследия, есть и такие советские артефакты:
В Железнодорожный, определённо, хочется возвращаться.
Другие города Калининградской области:
Город Балтийск (Пиллау) в Калининградской области
Город котиков Зеленоградск (Кранц) в Калининградской области
Мамоново (Хайлигенбайль) в Калининградской области: приятный город с очень интересной историей