Найти в Дзене

о смерти говорить с детьми честно? или нет?

продолжаю тему не очень весёлую, но важную.

нужно ли говорить, когда говорить и как говорить с ребёнком о смерти близкого человека для родителей?

я - не психолог, но педагог раннего развития, воспитатель, мама. поэтому мои наблюдения основаны на личном и рабочем опыте.

когда - то меня мучил очень важный вопрос, как сказать ребёнку об очень болезненной вещи для нас обоих, не связанной со смертью близкого, но тоже непростой ( а Сокровищу было 2 месяца), я стала искать психолога, который очень мне помог. она сказала : " скажите правду. не ваши мысли о том, почему это случилось и как, а правду, то есть факт этого события"

я запомнила, меня поразила эта простота решения, стала " скелетом " в моих диалогах с сыном.

Сокровищу было примерно полгода, как умерла моя бабушка.

на похороны мы его не взяли, так как всё же ребёнок акцентирует мир на себя ( и у него было вот это ещё непонятное состояние, когда не ползает, не сидит, весит в районе 8 - 10 кг, то есть тяжёлый и если он с мамой, то маму никуда не отпустит), а на похоронах центральным было наше горе.

но я ему говорила.

говорила о том, что дедушка может громко говорить, это правда, он может пугать.

бабушка может быть грустной.

я могу плакать и быть грустной, так как от нас ушла прабабушка очень близкий человек.

мы грустим, плачем, можем быть громкими, это правда, но мы с ним, он в безопасности, мы любим его.

я плакала с шестимесячным сыном, он хныкал, так как подхватил мои чувства, настроение.

да, у него сбился режим, немного сон, он стал противным, но я понимала, что это от того, что мы, взрослые вокруг него, такие же, он считывает наши эмоции.

до истерики не дошло, но я, до сих пор вспоминаю, как обнимала его, говорила, что я плачу, но люблю его, просто мне грустно. это лично мне дало очень многое в переживании горя. и сын был спокойным, так как его реакции были обговорены, то есть услышаны ( дети могут не понять вашу речь, но интонацию, диалог, как общение, они понимают как сигнал, что я в безопасности, со мной взрослый).

в прошлом году у лучшего друга уже выросшего сына умерла бабушка после долгой болезни.

я отпросила сына в школе на день похорон, классный руководитель потом подошла к Сокровищу и сказала, что он очень хороший друг, для, него такая похвала была неожиданностью.

сама тоже отменила работу, это был выходной день и проще было это сделать.

я показала ему собственный пример дружбы, что я отменила работу и поддержала своих друзей, и дала ему условия быть хорошим другом, быть в горе вместе с ним.

я долго говорила перед похоронами с сыном .

о многом. о смерти, о её неизбежности, о грусти, о страхе, о боли.

это грустное событие сделало нас ближе.

потому что мы говорили, я не боялась говорить, не боялась его травмировать, так как у меня был опыт переживания горя с ним же, но с шестимесячным младенцем.