Филиппо Брунеллески - первопроходец ренессансной архитектуры

708 прочитали

Даже если бы Филиппо Брунеллески за всю свою творческую жизнь возвёл только купол над собором Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, то он бы уже вошёл в историю искусства, но на его счету и создание собственно ренессансной архитектуры, основанной на возрождённых традициях античной классики.

Филлипо Брунеллески с проектом купола собора Санта Мария дель Фьоре
Филлипо Брунеллески с проектом купола собора Санта Мария дель Фьоре

С целью изучения архитектуры древности он со своим другом – скульптором Донателло предпринял поездку в Рим.

Джорджо Вазари пишет: «Там, увидев величину зданий и совершенство постройки храмов, он был так поражён, что казался безумным». Вдвоём они тщательно изучали то, что сохранилось от древних времён: зарисовывали планы зданий, делали их расчёты, отыскивали утраченные детали в земле.

Вазари продолжает: «они не жалели ни времени, ни расходов и не пропускали ни одного места как в Риме, так и вне его… И Филиппо, … так погрузился в свои занятия, что не заботился ни о еде, ни о сне, его интересовала только архитектура, причём архитектура прошлого, то есть древние и прекрасные законы её, а не немецкие, варварские, которые были в большом ходу в его время…. Он всё время записывал и зарисовывал данные об античных памятниках и затем постоянно изучал эти записи. Если случайно они находили под землёй обломки капителей, колонн, карнизов или фундаментов, они организовывали работы и выкапывали их, чтобы изучить надлежащим образом. Из-за того по Риму о них прошла молва, и когда они появлялись на улицах, одетые во что попало, им кричали: «Кладоискатели!» - так как народ думал, что они занимаются колдовством для нахождения кладов».

На основании изученного и увиденного в Риме, Брунеллески удаётся возродить принципы античной архитектуры:

1. Использование античной о́рдерной системы, как основного конструктивного и декоративного архитектурного элемента (читайте Ордерная система - основа классической архитектуры и Древний Рим. Искусство строить);

Филиппо Брунеллески. Фрагмент декора фасада Воспитатльного дома («Оспедале дельи Инноченти») во Флоренции.
Филиппо Брунеллески. Фрагмент декора фасада Воспитатльного дома («Оспедале дельи Инноченти») во Флоренции.

2. Утверждение в ренессансной архитектуре римской полуциркульной арки и купола, вместо средневековых стрельчатых готических арок и шпилей;

Филиппо Брунеллески. Капелла Пацци
Филиппо Брунеллески. Капелла Пацци

3. Возвращение в архитектуру принципа соразмерности человеку, сформулированного ещё древнеримским зодчим и теоретиком искусства Витру́вием в своём труде «10 книг об архитектуре», ставшим базой для архитекторов Возрождения и последующих эпох.

Филиппо Брунеллески. Капелла Пацци. Интерьер
Филиппо Брунеллески. Капелла Пацци. Интерьер

Всё это Брунеллески применяет при строительстве первого общественного сооружения Ренессанса - Воспитательного дома во Флоренции для детей-сирот («Ospedale degli Innocenti» - «Приют невинных»).

Ф. Брунеллески. Воспитательный дом во Флоренции «Оспедале дельи Инноченти»
Ф. Брунеллески. Воспитательный дом во Флоренции «Оспедале дельи Инноченти»

Это простое двухэтажное здание, главным архитектурным новшеством которого является оформление нижнего яруса фасада. Внешняя стена первого этажа, смещаясь внутрь строения, уступает место открытой к площади лоджии-галерее, образованной римскими полуциркульными арками, опирающимися на тонкие колонны классического коринфского ордера.

Ф. Брунеллески. Воспитательный дом во Флоренции «Оспедале дельи Инноченти»
Ф. Брунеллески. Воспитательный дом во Флоренции «Оспедале дельи Инноченти»

Эта арка́да визуально облегчает всю конструкцию, а образованная ею лоджия, соединяя архитектуру с окружающим пространством, манит прохладой во время жарких солнечных дней и позволяет укрыться от непогоды.

Ф. Брунеллески. Аркада-галерея воспитательного дом во Флоренции
Ф. Брунеллески. Аркада-галерея воспитательного дом во Флоренции

Во всём здании ощущается классическая простота, строгость, гармония всех частей и соразмерность с пропорциями человеческого тела.

Этими же принципами Филиппо Брунеллески руководствуется и при создании своих поздних шедевров таких как: капелла Па́цци, базилики Сан-Лоре́нцо и Санто-Спи́рито.

Филиппо Брунеллески. 1 — церковь Сан Лоренцо, с 1421 г.; 2 — церковь Сан Спирито, с 1436 г. (слева от плана показана схема восточного фасада по неосуществленному проекту Брунеллески)
Филиппо Брунеллески. 1 — церковь Сан Лоренцо, с 1421 г.; 2 — церковь Сан Спирито, с 1436 г. (слева от плана показана схема восточного фасада по неосуществленному проекту Брунеллески)
Филиппо Брунеллески.  Базилика Сан Лоренцо
Филиппо Брунеллески. Базилика Сан Лоренцо

Брунеллески и его, не менее талантливый и разносторонне одарённый, единомышленник Леон Бати́ста Альбе́рти (1404 – 1472) (занимался музыкой, математикой, картографией, проблемами этики и педагогики, внёс значительный вклад в теорию искусства, литературы и зодчества) стояли у истоков формирования городской жилой архитектуры, получившей название пала́ццо. Это были дома-дворцы зажиточных людей. («Палаццо» с итальянского - «дворец», «особняк». От латинского - «palatium» (дворец))

Палаццо, как правило, представляли собой квадратное в плане сооружение с обязательным открытым внутренним двориком в его центре. Внешний облик их был прост и суров: три этажа облицованные грубо обработанным камнем (ру́стом) с окнами, часто разделёнными декоративными полуколоннами (пиля́́страми) классического ордера.

Леон Бати́ста Альбе́рти. Палаццо Ручеллаи
Леон Бати́ста Альбе́рти. Палаццо Ручеллаи

Внутренний дворик, где, в основном, проходила большая часть жизни обитателей дома, был, напротив, уютен и красив. Его обрамляли аркады и лоджии (подобные той, что украшает фасад Воспитательного дома Брунеллески), сообщающие архитектурному строению лёгкость и изящество.

Леон Бати́ста Альбе́рти. Палаццо Ручеллаи
Леон Бати́ста Альбе́рти. Палаццо Ручеллаи

Палаццо, построенных самим Брунеллески, к сожалению не сохранилось. Тем не менее, есть предположение, что грандиозный дворец-палаццо Питти, сегодня являющийся музеем, был построен по проектам этого архитектора.

Палаццо Питти. Флоренция
Палаццо Питти. Флоренция

История его такова. Согласно некоторым свидетельствам, в 1440 году Филиппо Брунеллески получил заказ на строительство дворца-палаццо для влиятельного флорентийского семейства Питти. Этот род издавна знатностью и богатством конкурировал с семейством Медичи. И, как свидетельствует биограф деятелей возрождения Вазари, Лука Питти поставил перед архитектором задачу, чтобы он спроектировал дворец «такого размера, чтоб окна были, как двери во дворце Козимо Медичи, а внутренний двор вмещал бы весь его дворец»...

Палаццо Питти. Флоренция
Палаццо Питти. Флоренция

Возможно, Брунеллески создал чертежи, и представил их заказчику, однако строительство началось лишь в 1458 году, уже после смерти великого мастера. Скорее всего, руководство проектом, на основе прежних планов и чертежей Брунеллески, осуществлял его ученик Лука Франчели.

Палаццо Питти. Флоренция
Палаццо Питти. Флоренция

Здание созданное Брунеллески-Франчели достраивалось ещё не одно столетие, первоначальный проект занимает лишь часть сегодняшнего фасада - семь средних осей оконных проёмов (если считать по верхним этажам).

По иронии судьбы семейство Питти разорилось ещё до окончания строительства, и их незавершённый дворец выкупили Медичи, сделав своей резиденцией.

Палаццо Питти. Флоренция
Палаццо Питти. Флоренция

Талант Филиппо Брунеллески был востребован не только земляками. Как говорят документы, он руководил постройкой зданий и в других городах Италии, постоянно переезжая с места на место - Пиза, Пистойя, Прато, Сиена, Лукка и другие.

Кроме того, он вёл активную общественную деятельность участвуя с комиссиях и заседаниях, где обсуждались вопросы архитектуры и инженерного дела, его приглашали как консультанта и эксперта в Феррару, Римини, Мантую...

Завершилась кипучая деятельность Филиппо Брунеллески 16 апреля 1449 года. Создателя купола главного флорентийского собора, благодарные соотечественники похоронили в его стенах. Джоржо Вазари оставил по этому поводу такую запись: «…16 апреля, ушёл в лучшую жизнь после многих трудов, положенных им на создание тех произведений, которыми он заслужил славное имя на земле и обитель упокоения…»

Памятник Филиппо Брунеллески во Флоренции
Памятник Филиппо Брунеллески во Флоренции

Если вам понравилась эта статья, то не забудьте поставить ей лайк, и подпишитесь на канал. Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Больше о культуре и искусстве эпохи Возрождения читайте здесь:

Эпоха Возрождения. Особенности и достижения

Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто

Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?

Как устроен дантовский Ад?

Чистилище Данте - путь спасения

Рай Данте - обитель Света и Любви

Франческо Петрарка, его вечная Любовь и классический итальянский сонет

Джованни Боккаччо и его "Декамерон"

Медичи - правители Флоренции

Купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, и его создатель Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески - первопроходец ренессансной архитектуры

Как Филиппо Брунеллески стал архитектором, а Лоренцо Гиберти создал "Райские врата"

Почему Донателло считается первым скульптором Ренессанса?

Мазаччо - первый художник Ренессанса

Боттичеллевское настроение

Загадки Леонардо. Что мы знаем о гении?

Тайны "Тайной вечери" Леонардо да Винчи

Опять Джоконда?!

Рафаэль Санти - "певец Мадонн"

Рафаэль в Риме

Рафаэль - архитектор, скульптор и поэт

Микеланджело Буонарроти - скульптор. Молодость

Микеланджело Буонарроти - живописец. Зрелость

Микеланджело Буонарроти - архитектор. Финал

Микеланджело - поэт

Венеция принимает эстафету

Загадки Джорджоне