Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом
внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые
качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность,
инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность,
мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не
сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были
неблагоприятные: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно
осуществлялись (легкий мир — воля не требуется), либо 2) ребенок
подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать
сам решения. Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны
соблюдать следующие правила: 1) не делать за ребенка то, чему он должен
научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности; 2)
активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него
чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность
преодолевать трудности; 3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в
чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений,
которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка
самостоятельно принимать разумные решения. Ничего не решайте за
ребенка школьного возраста, а лишь подводите его к рациональным
решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых
решений.
Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с
функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых
действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали
исследования, происходит сличение достигнутого в каждый раз результата
с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных
долей приводит к абулии — болезненному безволию.
5.1. Структура волевого действия
Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых
действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые
действия бывают простыми и сложными.
К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к
намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для
простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие
решения о выполнении действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов.
В сложном волевом действии выделяют следующие этапы: 1)
осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей
достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих
эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из
возможностей в качестве решения; 6) осуществление принятого
решения, 7) преодоление внешних препятствий при осуществлении
принятого решения и достижении поставленной цели.
Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда
сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана
извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только
познать, сформировав определенный образ будущего результата действия.