Найти тему

Волевые качества, как их развить?

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом

внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые

качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность,

инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность,

мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не

сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были

неблагоприятные: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно

осуществлялись (легкий мир — воля не требуется), либо 2) ребенок

подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать

сам решения. Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны

соблюдать следующие правила: 1) не делать за ребенка то, чему он должен

научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности; 2)

активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него

чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность

преодолевать трудности; 3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в

чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений,

которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка

самостоятельно принимать разумные решения. Ничего не решайте за

ребенка школьного возраста, а лишь подводите его к рациональным

решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых

решений.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с

функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых

действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали

исследования, происходит сличение достигнутого в каждый раз результата

с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных

долей приводит к абулии — болезненному безволию.

5.1. Структура волевого действия

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых

действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые

действия бывают простыми и сложными.

К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к

намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для

простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие

решения о выполнении действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы: 1)

осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей

достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих

эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из

возможностей в качестве решения; 6) осуществление принятого

решения, 7) преодоление внешних препятствий при осуществлении

принятого решения и достижении поставленной цели.

Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда

сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана

извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только

познать, сформировав определенный образ будущего результата действия.