Найти в Дзене

Современные проблемы в методике обучения чтению начальной школы.

Как известно, методика преподавания − это отрасль педагогической науки, исследующая процесс обучения с целью достижения его большой эффективности. Методика включает совокупность методов, правил и средств обучения. Базовые науки, на которые опирается методика,- это педагогика, психология и лингвистика. Как и педагогика, методика занимается вопросами обучения. Но, если педагогика рассматривает обучение в целом, то методика заостряет внимание на обучении конкретному предмету. Иными словами, методика преподавания берёт из педагогики теоретические понятия и применяет их в отношении конкретного предмета – литературного чтения. Психология изучает разнообразные свойства, процессы и состояния психики человека: мышление, память, внимание, восприятие, эмоции и т.д. Методика определяет, какие из них нужно использовать, а какие нейтрализовать в ходе учебного процесса. Лингвистика– это наука о языке как знаковой форме выражения человеческих мыслей. Методика применяет эти теоретические знания на пра

Как известно, методика преподавания − это отрасль педагогической науки, исследующая процесс обучения с целью достижения его большой эффективности. Методика включает совокупность методов, правил и средств обучения.

Базовые науки, на которые опирается методика,- это педагогика, психология и лингвистика.

Как и педагогика, методика занимается вопросами обучения. Но, если педагогика рассматривает обучение в целом, то методика заостряет внимание на обучении конкретному предмету. Иными словами, методика преподавания берёт из педагогики теоретические понятия и применяет их в отношении конкретного предмета – литературного чтения.

Психология изучает разнообразные свойства, процессы и состояния психики человека: мышление, память, внимание, восприятие, эмоции и т.д. Методика определяет, какие из них нужно использовать, а какие нейтрализовать в ходе учебного процесса.

Лингвистика– это наука о языке как знаковой форме выражения человеческих мыслей. Методика применяет эти теоретические знания на практике, потому что в процессе обучения используется, прежде всего, устная и письменная речь.

Основные методы исследования в методике преподавания – это наблюдение и эксперимент.

Наблюдение– это такой метод изучения способов преподавания, при котором исследователь не оказывает никакого воздействия на этот процесс и получает информацию созерцательно.

Эксперимент– это внесение в процесс обучения новых элементов (либо другого содержания, либо другой формы). Он состоит из двух частей − констатации фактов (собрания информации) и практического анализа(в виде тестов, анкет, контрольных работ или собеседования).

Осуществляя поиск лучших форм и способов организации образовательного процесса, можно использовать оба этих метода.

Об этом пишет Ткаченко Александр Владимирович в учебнике «Методика преподавания социологии»(стр. 17-18). Он дает общее представление о методике преподавания. Также автор указывает на цели методики преподавания, разделяя их на два блока.

1 Исследовательские цели:

· выявление закономерностей учебного процесса;

· изучение наиболее эффективных методов обучения – например: выработанных приемов, направленных при преподавании несоциологических дисциплин для последующей их адаптации к преподаванию социологии;

· оценка эффективности обучения;

Иными словами, первый блог целей представляет нам методику преподавания как теоретико- аналитическую науку.

2 Рекомендационные цели:

· использование технологии и методов обучения в соответствии с разделом учебной программы, конкретным семестром и учебным планом;

· выработка новых приемов и методов обучения в рамках конкретной дисциплины;

· разработка возможных способов преподавания конкретной учебной дисциплины.

Методика преподавания – это как теоретическая, так и прикладная наука.

Основные функции методики преподавания:

· конкретизирует то, что получается в ходе процесса обучения;

· исходя из цели обучения, определяет тематику учебного курса;

· учитывает возрастные познавательные способности, определяет структуру содержания образования;

· разрабатывает технологию обучения − конкретные способы работы преподавателя;

· разрабатывает модели (варианты) обучения;

· предлагает различные новации – модели обучения, отличные от традиционных методов;

· производит диагностику − определяет сильные и слабые стороны преподавания (стр. 19-20)

Все это невозможно осуществить без определенного педагогического опыта и самопроверки.

С нашей точки зрения: методика преподавания - наука, занимающаяся вопросами исследования программ, разработками новых форм, методов правил для успешного преподавания определённой дисциплины. Нельзя не согласиться с тем, как отмечает автор, что она является отраслью педагогической науки и тесно связана с педагогикой, психологией, лингвистикой, а также включает в себя основные методы: наблюдение и эксперимент, так как данные методы играют значительную роль в методике.

Если говорить об общих целях методики, перечисленных выше, то можно смело сказать, что данные группы целей подходят к любой дисциплине, какой занимается методика; но здесь речь идет о социологии, а у нас литературное чтение. Преподавателю ВУЗа поэтому необходимо опираться на указанные цели и на основе их развивать, усовершенствовать свой предмет, методику которого он читает.

Надо отметить, что первая группа целей говорит нам о методике как теоретико – аналитической науке. Это очевидно, так как в разной области научного исследования существует теория и аналитика.

Вторая группа дает нам рекомендации о необходимости использования различных технологий, методов в соответствии с разделом учебной программы и учебном планом, о выработке приемов и методов, о возможных способах преподавания. Это вполне естественно: группа позволяет нам строить планы на ближайшее будущее. Однако, на осуществление целей потребуется много времени, уйдут годы на то, чтобы выработать новые приемы и методы и пустить их в ход.

Чтение - одно из загадочных явлений. Ему даётся большое количество определений.

Например: Британский ученый – психолог Тони Бьюзен даёт следующее определение термину «чтение»:

Чтение процесс взаимоотношений индивида со знаковой информацией.

Обычно оно представляет собой визуальный аспект учения и состоит из семи следующих шагов:

1. Распознавание

Знание читателем знаков алфавита. Этот шаг имеет место фактически до начала физического акта чтения.

2. Ассимиляция

Физический процесс, при котором световые лучи отражаются от слова и воспринимаются глазом, затем сигнал через оптический нерв посылается головному мозгу.

3. Внутренняя интеграция

Равнозначна основному восприятию и относится к процессу соединения всех частей считываемой информации с остальными соответствующими разделами.

4. Внешняя интеграция

Включает анализ, критику, оценку, отбор и отклонение. Процесс, при котором читающий привлекает весь объем предшествующего знания к восприятию нового и устанавливает соответствующие связи.

5. Сохранение

Основное хранение информации. Хранение само по себе может стать проблемой. Большинство читателей, наверное, испытали на себе ситуацию, когда шли на экзамен, напичканные информацией, которую им удавалось удержать в голове в течение ровно тех двух часов, пока шел экзамен! Хранение само по себе, таким образом, недостаточно, если за ним не следует воспроизведение.

6. Воспроизведение

Способность извлечь из хранилища то, что необходимо, и предпочтительно тогда, когда это необходимо.

7. Коммуникация

Использование информации, ради чего она преднамеренно или случайно вводится. Включает в себя очень важный подкомпонент - мышление.

В данное определение включены многие из проблем, перечисленных выше. Не включены только те из них, которые в каком-то смысле лежат «за пределами» процесса чтения, например влияние нашей реакции на окружающую обстановку, времени суток, энергетического уровня, интереса, мотивации, возраста и самочувствия»

Татьяна Семеновна Пиче-оол и Наталья Николаевна Светловская в учебном пособии «Обучение детей чтению» дают следующее определение термину «чтение»:

«…Во-первых, если чтение - это деятельность речевая, а речь –- это вид человеческого общения, причем самый основной вид, которым владеет в полной мере только человек разумный, то значит чте­ние – это тоже вид человеческого общения.

Во-вторых, чтение это беседа книги с читате­лем» (стр. 5-6)

Исходя из примеров, сделаем вывод: методисты и психологи по-разному определяют термин «чтение», но суть его не меняется.

Тони Бьюзен говорит, что это процесс взаимоотношений со знаковой информацией. Другими словами −контакт человека с текстом, в котором находится информация.

Мы согласимся с точкой зрения психолога, но и нельзя не согласиться с методистами, все-таки речь ведется о методике.

Чтение, правда, выступает, как вид человеческого общения, потому что, если человек не умеет читать, он не может донести четкость мысли собеседнику.

А почему следует обратить внимание на то, что чтение является беседой книги с читателем?

Ответ на этот вопрос таков: Книгу пишет писатель. Основная задача писателя − передать свои чувства читателю. С каким настроением был создан текст? Получил ли читатель удовольствия или нет? То есть, автор общается через книгу с читателем.

Сформулируем собственное определение, исходя из выше сказанных определений:

Чтение ─ это процесс взаимоотношений книги и читателя, в ходе которого усваивается заложенная в тексте информация, а также происходит беседа читателя с автором книги.

Какая же существует проблема в методике обучения чтению в начальной школе на сегодняшний день?

На наш взгляд, проблема заключена в том, что формированию навыка выразительного чтения у младших школьников учитель посвящает только уроки русского языка и литературного чтения, в то время, как необходимо посвящать время этому вопросу и на других уроках. Понятно, что основное время будет выделено на профильных уроках, но и такие уроки, как окружающий мир, математика, ИЗО, музыка тоже не должны быть забыты. Одним словом, везде, где есть место человеческой речи, человеческому общению ─ должно быть уделено необходимое внимание формированию данного навыка.

Как показывает практический опыт общения с детьми, не у каждого ученика выработано умение выразительно читать, отсюда одна из главных задач педагога – обратить особое внимание на выработку данного навыка. Это позволит лучше понимать смысл произведения, быстрее улавливать основную мысль текста, четко и ясно формулировать и выражать свои мысли в общении с собеседниками. Изучая выразительное чтение только на уроках чтения и русского языка, школьник, выйдя за пределы класса, не использует полученные знания. Неоднократно приходилось слышать, как невразумительно формирует свои мысли ученик на переменах, в столовой и других местах, кроме класса в разговорах со сверстниками и педагогами. К сожалению, можно констатировать, что средством эмоционального воздействия на окружающих служит ненормативная лексика, а также слова – паразиты, которые выступают «суррогатными заменителями» цивилизованных выразительных средств. И это есть актуальнейшая проблема!

Список литературы

1. Ткаченко, А.В. Методика преподавания социологии: учебник и практикум для академического бакалавриата/А.В. Ткаченко.−М.: Издательство Юрайт, 2017.−369с.−Серия: Бакалавр. Академический курс. [Электронный ресурс].−Режим доступа:https://www.biblio-online.ru/viewer/987BB47B-6EEF-4099-A48D-782C1EB86D89#page/2

2. Тони Бьюзен. Научите себя думать! [Электронный ресурс].─ Режим доступа: http://e-libra.ru/read/243887-nauchite-sebya-dumat.html

3. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов.− М.: Издательский центр «Академия»,2001.− 288с.

4. Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие/ Л.Д. Мали. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 220 с. [Электронный ресурс].─ Режим доступа: http://dep_mpmnk.pnzgu.ru/files/dep_mpmnk.pnzgu.ru/posobiya/maly_metodika.pdf