Обладатель "Золотой пальмовой ветви" за лучший фильм. Цирк с автомобилями.
Фильм "Титан" ("Titane") 2021 года сняла Жюлия Дюкурно. Для неё это второй полнометражный фильм и вторая же награда в Каннах. До этого лента "Сырое" удостоилась приза "ФИПРЕССИ". Что может предложить зрителю обласканная критиками лента?
В результате несчастного случая в детстве у главной героини появилась титановая пластина в черепе и физиологическая страсть к автомобилям.
Я люблю "новый французский экстрим", который на рубеже веков поднял волну, что омывает берега кино, до сих пор вынося на свет изощрённые, странные, болезненные фантазии и мысли творцов. Призванные в очередной раз расширить границы не только дозволенного, но и восприятия, они вдохновили и сделали возможным существование огромного количества фильмов. Среди режиссёров, примкнувших к движению, совершенно спонтанному и не удерживаемому в рамках, было много женщин, как начинающих, так и опытных в своём деле. Однако в мире критики в годы выхода к ним отнеслись достаточно холодно. Если не ошибаюсь, ни одна лента так и не смогла взять вожделенный для авторского кино главный приз Каннского фестиваля.
"Титан" - это отголосок того самого кино, уже переставшего за почти два десятилетия быть чем-то свежим, новым и шокирующим. Периодически выпускаются картины, которые можно было бы отнести к нему, но в них уже нет того запала, а темы являются рефлексией, а не смелым открытием. Так и здесь режиссёр исследует не столько тему распада и изменения тела как физической формы, хотя и боди-хоррора тут хватает, сколько преображение и размытие понятия гендера, а также отношения к нему при сохранении общественных ролей. Собственно, вся история сводится к тому, как два одиночества, проигрывающие в неравной схватке своей физиологии и обществу, нашли друг друга в стереотипном мире. Главные герои видят и принимают не то, что предписано обществом, а то, что они сами демонстрируют ему. Дюкурно не делает открытия, не раздвигает горизонты, но отщипывая по кусочку от предшественников, нашивает их части на отражение сегодняшнего дня. Получившийся кадавр нескладен, нелогичен и неказист.
Каждая отдельная его составляющая красива, но при соединении эффект пропадает и перед тобой предстаёт чудовище Франкенштейна, в котором слишком отчётливо видны контуры цельных образов прототипов. Это не плохо, но не даёт того шокирующего эффекта, какой был у предшественников. Режиссёр стремилась, провоцировала, а журналисты в массе своей пели одну и ту же мантру: "кино либо возненавидят, либо полюбят - третьего не дано". К сожалению, дано. После просмотра остаётся чувство лёгкого разочарования, мол, и это всё? а разговоров-то было... Ну, а концовка так и вовсе пахнула чем-то хорошо знакомым: прелыми опилками, дикими зверями, сахарной ватой... как говорится, рожайте себе на здоровье сколько хотите чёрненьких, беленьких, красненьких, хоть голубых, хоть розовых в полосочку, хоть сереньких в яблочко, пожалуйста! Впрочем, если волна трансгрессивного французского кино начала века прошла мимо тебя, а из всех сравнений в голове всплывает лишь Кроненберг с его "Автокатастрофой", то картина произведёт на тебя необходимое впечатление.
От меня картина получает тройку по пятибалльной системе. Я помню, как в начале нулевых, до нормального интернета, брал диски с фильмами "нового французского экстрима" в обменнике и пересматривал. "Золотая ветвь" в Каннах, на мой взгляд, не столько самому "Титану" и его создательнице Дюкурно, сколько всем тем, кто так и не был отмечен наградой за все эти годы: Катрин Брейя, Клер Дени, Марина де Ван, Виржини Депант и многие другие, чьи судьбы и карьеры могли бы сложиться совсем иначе, получи они признание вовремя. Тогда жюри, возможно, просто не было готово принять новую реальность, а нынче награждение выглядит будто закидывание сумки в открытую дверь последнего вагона уходящего поезда, на который сам сесть не успеваешь. И поздно, и глупо, и обидно.
Подписывайтесь, комментируйте, а если репост в социальных сетях сделаете, то вообще огромное спасибо.